Приглушенный свет, небольшие лампы, закрытые белым полукругом ткани - над каждой (!) картиной, стенды-секретеры со встроенными планшетами, где можно найти информацию о каждой работе, о судьбе ее автора, о музее, откуда приехала работа... Вся обстановка выставки создает ощущение камерного кабинетного пространства. Метафора, предложенная архитекторами проекта Кириллом Ассом и Надеждой Корбут, отсылает к пространству библиотеки, "запасника", из которого возвращаются "на свет" картины забытых мастеров.
Принципиальный отказ от нейтральной дистанции "белого куба" в пользу ковровой развески уже вызывал горячие споры при обсуждении первой части проекта, показанной здесь год назад. Но на фоне нынешних страстей вокруг "фонариков" над картинами прошлые споры могут показаться легкой разминкой. Оборотная сторона эффектной экспозиции - работы, по крайней мере те, что развешаны высоко, рассматривать не слишком удобно. Но, возможно, это "усложнение" подходов должно заставить вглядываться в работы.
Среди 110 работ, привезенных из 18 региональных музеев России, в частности Архангельска и Астрахани, Вятки и Краснодара, Нижнего Новгорода и Нижнего Тагила, Екатеринбурга и Омска, Ярославля и Яранска, Самары и Саратова, Тулы и Смоленска, есть как редкие произведения известных художников (например, Любови Поповой, Варвары Степановой, Эля Лисицкого, Василия Кандинского, Павла Филонова и Ильи Машкова), так и работы учеников Малевича, Матюшина, Филонова...
Собственно, одна из основных задач проекта, как подчеркивает куратор, искусствовед Андрей Дмитриевич Сарабьянов, показать малоизвестные произведения знаменитых художников и привлечь внимание к авангардистам "второго призыва", чье становление пришлось на годы после революции. К таким интересным авторам, как Ростислав Барто, Григорий Борисов, Валентина Брумберг, Иван Гаврис, Николай Голощапов, Павел Голубятников, чьи работы редко покидают стены музеев.
Парадокс в том, что за рубежом многие из работ отечественных авангардистов послереволюционных лет известны больше, чем в России. В 2005 году на громадной выставке Europalia-Russia в Брюсселе, посвященной русскому искусству, было много работ, в том числе и из региональных музеев. На выставке "До востребования..." можно увидеть побывавшие в Брюсселе работы: "Конструкцию с граммофонными пластинками" Д. Загоскина и "Живописную станковую конструкцию" В. Юстицкого из Саратовского художественного музея, "Беспредметное" М. Менькова и "Цветоконструкцию" К. Медунецкого из Краснодарского краевого художественного музея... До Москвы они доехали больше десяти лет спустя.
Но, разумеется, спектр представленных на выставке работ много шире. Среди художников, которые станут открытием даже для знатоков авангарда, например, Яков Паин. "О нем немного известно, - рассказывает Андрей Сарабьянов. - Я нашел всего 5 картин в разных музеях. Это художник 1920-х годов из круга Давида Штеренберга, минималист, пурист. На выставке один его натюрморт... Биография его изучена не очень хорошо, но какие-то даты мы установили. Фотографии его нашли".
О других художниках, как, например, Иване Удоде, работавшем в Киеве и выставлявшемся на выставке 1914 года, организованной Александрой Экстер, известно и того меньше. Но неоконченный декоративный этюд 1910-х годов сохранился в Краснодарском художественном музее.
"Мы воссоздаем эволюцию авангардного искусства России после революции и вписываем его в контекст европейского искусства, - говорит Андрей Сарабьянов. - Так, отдельно сгруппированы работы конструктивистов, отдельно выделены произведения учеников Казимира Малевича и Михаила Матюшина... Есть раздел "Примитивизм, экспрессионизм, сюрреализм". Например, работа Андрея Гончарова 1927 года абсолютно по духу сюрреалистическая. Хотя, думаю, сам бы Гончаров удивился, если б узнал, что его относят к этому стилю. Процессы, которые проходили в европейском искусстве, были глобальными. И в России эти художественные стили тоже нашли отражение".
Проект "До востребования..." замечателен тем, что две части выставки оказываются продолжением кропотливой исследовательской работы, результатом которой стала "Энциклопедия русского авангарда", он-лайн версия которой будет запущена уже в апреле. В то же время выставка предполагает основательно подготовленную образовательную программу.
Именно единство выставки, научной и образовательной программы и делает проект "До востребования..." продолжением деятельности Малевича, Матюшина, Филонова, которые ощущали себя апостолами искусства нового века.