- Представляете, я даже тапочки не успела надеть, - продавец Татьяна Самойлова чуть не плачет. Мы стоим напротив "Сенной площади". Над нами кружит вертолет. Стоит десяток карет "скорой", "пожарных". Татьяну обнимает ее товарка. Из соседнего киоска. Она, в отличие от Татьяны, успела надеть куртку.
- Все было как в тумане. Я услышала хлопок. Потом повалил дым. Подумала, что это, наверное, проводка. А потом голос из репродуктора велел всем выйти. Ну и я вышла, поднялась по эскалатору. Даже куртку не надела.
Татьяна говорит отрывистыми фразами. Все время вспоминает тапочки, а еще, говорит, что дым нестерпимо резал глаза и нос. Когда она уже дошла до выхода, чуть не упала в обморок.
Вертолет снижается. Зеваки, а их на площади собралось несколько сотен человек, мгновенно достают мобильные телефоны.
На Сенной всегда много людей. Здесь назначают встречи, через пересадочные станции ежедневно едут тысячи человек.
Все произошло на самом популярном перегоне между "Сенной площадью" и "Технологическим институтом", который тоже является пересадочной станцией. Около 15:00 в вагоне произошел взрыв.
Его и слышала Татьяна Самойлова. Машинист принял решение не останавливать поезд. Он довез состав до "Технологического института". Именно там началась эвакуация.
Масштабы случившегося изначально представлялись слабо. Метрополитен Петербурга разослал релиз, в котором сообщал, что поезда через станции проезжают без остановки и что произошел взрыв неустановленного предмета. Фото, появившиеся в социальных сетях, свидетельствовали о том, что все более чем серьезно. 47 пострадавших, 10 погибших - сухая статистика Минздрава.
- Неужели теракт!? - восклицала в пустоту женщина.
- Я не поеду в метро! Никогда больше не поеду в метро! - кричала другая. Ее спутник ловил на себе строгие взгляды полицейских и пытался уговорить даму пройти пешком до следующей станции.
"Уважаемые пассажиры, по техническим причинам вход на все станции петербургского метрополитена закрыт", - раздался голос из громкоговорителя. Женщина вздохнула с явным облегчением.
Между тем, вертолет, покружив над Сенной, улетел к Технологическому институту. Начали разъезжаться и кареты "скорой". Их прислали сюда, как сказал один из врачей, на всякий случай. Изначально никто не понимал, что и где произошло. Вроде бы взрыв был на "Сенной", а эвакуация на "Технологическом".
Поэтому родилась страшная версия, что было два взрыва. Ее быстро поддержали соцсети, а в толпе только и слышно было про вторую бомбу.
Дорога от Сенной площади до Технологического института проходит по тем самым узким красивым улицам, которые описывал Достоевский. Но сегодня явно было не до красот. На набережных, мостах, на узких улочках было не протолкнуться. За пару сотен метров до "Техноложки" стали появляться кареты "скорой" и "пожарные".
Илья Измайлов бросается то к врачам, то к полицейским. На выходе со станции "Технологический институт" он должен был встретиться со своей знакомой. Но опоздал. Когда прибежал, на месте уже было полицейское оцепление.
- Я звонил ей, наверное, раз сто. Она не берет трубку! Очень надеюсь, что она на меня обиделась, - говорит Илья.
По его расчетам, если знакомая не опаздывала и не слишком спешила, то она должна была ехать на том самом поезде.
Вместе с Ильей мы пытаемся разыскать очевидцев, ехавших в соседнем вагоне. Строгий полицейский сухо объясняет, что пассажиров, которые не пострадали, увезли для дачи показаний.
Раненных увозила "скорая" и медицинский вертолет. В первые минуты после взрыва 11 человек были направлены в НИИ Скорой помощи имени Джанелидзе, 6 человек в Мариинскую больницу, двое в больницу №26 еще пятеро в Военно-медицинскую академию. В вагоне была девочка-подросток. С травмами средней тяжести она была доставлена в детскую городскую больницу имени Раухфуса. Некоторые пострадавшие сами обратились в медучреждения.
На "Технологическом" не протолкнуться. Студенты из одноименного университета массово ушли с пар, возле вестибюля стоят пассажиры, журналисты и просто прохожие. Состояние у всех близкое к панике. Многие плачут.
"Страшно. Просто страшно. Я никогда не думал, что такое может произойти", - старичок интеллигентного вида идет, держась за сердце. Ему предлагают обратиться к врачам одной из стоящих "скорых", он отказывается. Говорит, что хочет как можно быстрее покинуть это страшное место.
К журналистам выходит представитель Следственного комитета. Каждое его слово не только репортеры, но и прохожие ловят, как воздух. Толпу выносит на проезжую часть.
"Ведутся следственные действия...будет принято процессуальное решение...виновные понесут ответственность", - доносится голос официального представителя ведомства Сергея Капитонова.
А неподалеку стоит женщина и улыбается. Наталья Максимова, говорит, что ей повезло. Она должна была ехать к стоматологу, ей назначили на 15.10. Но она опоздала. И не села в тот самый поезд. А села в другой, их высадили и Наталья пешком дошла до "Техноложки". Зачем, не знает. Наталья вновь и вновь пересказывает эту историю. Каждый раз вокруг нее собирается небольшая толпа. Все хотят услышать про историю чудесного спасения.
Между тем, появляется информация о новом взрывном устройстве. На этот раз на "Площади Восстания". Это самое сердце города, перекресток Невского и Лиговского проспектов. Бомбу нашли за несколько минут до того, как взорвалось устройство на "Сенной". Мощность бомбы на "Восстания" - один килограмм тротила.
В УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отмечают, что устройство самодельное, снабжено поражающими элементами.
На фоне кошмара, творящегося в Петербурге, доброй сказкой выглядит утреннее сообщение. О бесхозном предмете, найденном на "Черной речке". Проверка длилась полчаса. Станция в этот период не принимала пассажиров, поезда следовали мимо. А потом все заработало.
В Петербурге станции метро из-за подозрительных предметов закрывают примерно раз в неделю. В марте, например, было пять подобных случаев. Всякий раз тревога оказывалась ложной. Пассажиры забывали в метро пакеты, коробки с пиццей, газеты. Один раз станцию даже закрывали из-за багета.
Поэтому к сигналам о закрытии станций горожане привыкли и перестают их воспринимать как что-то серьезное. Тем страшнее был шок от того, что случилось на "Сенной".
Но, по данным следствия, взрыв произошел совсем не от бесхозного предмета. Его могли пронести с собой в вагон.
Однако в метро не зайти просто так. В каждом вестибюле на каждой станции установлены металлоискатели, обойти их невозможно. Всех подозрительных пассажиров заставляют также дополнительно пройти через рамку и предъявить содержимое сумок на пункте досмотра.
Увы, посетителями "досмотровых" с завидной регулярностью становятся школьники и студенты с большими рюкзаками. Пассажиры средних лет с портфелями, а именно так мог выглядеть предполагаемый организатор взрыва, судя по всему, к "целевой аудитории" не относятся.
Так или иначе, пассажир, который пронес с собой взрывное устройство, спокойно проник на объект подземки.
Сейчас метрополитен взял тайм-аут. Подземка в Петербурге закрылась на неопределенный срок. Кто-то говорит на три дня, кто-то обещает, что уже во вторник поезда пойдут в плановом режиме.
Пока пассажиров развозят на наземном транспорте. 3 апреля кондукторы не брали с них денег за проезд. Объявили о скидках и даже о возможности бесплатного проезда в таксомоторных компаниях. Но город это не спасает. Петербург погряз в пробках. Многие идут пешком из одной части города в другую.
С 4 апреля в Петербурге начинается траур по погибшим. За жизни и здоровье пострадавших бьются врачи. Власти обещают компенсации.
Но в этих репликах мало утешения. Город шокирован и напуган. Многие петербуржцы 4 апреля твердо решили взять отгулы на работе просто потому, что им страшно выходить из дома.