Петербургский врач и этнограф Валерий Михайловский обратился к предпринимателю из Нижневартовска Александру Петерману с предложением совершить научно-исследовательскую экспедицию по русскому северу, чтобы проверить теорию расселения финно-угорских племен. В 2008 году поход, названный "Великий северный путь", состоялся. Восемь человек прошли на снегоходах от города Лодейное Поле в Ленинградской области до Нижневартовска на Оби.
На следующий год сибиряки отправились в поход снова, но теперь уже в самое сердце Арктики. Экспедицию посвятили столетию со дня рождения легендарного командующего Воздушно-десантными войсками Василия Маргелова и назвали ее "Северный десант". Дело в том, что сам Александр Петерман и большинство его друзей, ставших настоящими фанатами таких вот экстремальных походов в арктических широтах, - ветераны ВДВ и армейского спецназа.
Группа прошла по побережью Баренцева и Карского морей, перешла через пролив Югорский Шар, добралась до северной оконечности острова Вайгач. И едва не погибла, попав в сильнейшую пургу. Спасла чудом найденная избушка-зимовье. Тогда-то ветераны-десантники и решили, что просто экстремальный туризм, когда в поход отправляются и не совсем подготовленные люди, не для них. Надо не только кататься по северным снегам. Необходимо серьезно изучать, как это делать в максимальной степени безопасно. Стимулом для принятия такого решения стало и то, что Россия помимо активного освоения Арктики, предприняла первые шаги по ее вооруженной защите. И надо было помочь тем, кому предстояло нести ратную службу среди льдов, помимо быстрой адаптации в непривычных условиях, научиться чувствовать себя в высоких широтах и при любом морозе абсолютно уверенно.
Были испытаны самые различные снегоходы и выбраны наиболее надежные. Впрочем, даже самая лучшая машина в заводской комплектации для реальных условий севера не очень-то и годится. Требуется модернизация по месту. Что было сделано? Подняли высоту ветровых стекол, установили приспособления для защиты ног - при морозах до сорока градусов и ветрах под двадцать метров в секунду даже не зашнурованный ботинок может привести к обморожению. Поставили дополнительные фары, чтобы ходить ночью и в пургу. Разработали собственную конструкцию деревянных саней-прицепов. Металл и пластик на таком холоде становятся хрупкими, ломаются, как сухари, а вот дерево выдерживает. Выяснили, что полозья лучше всего делать из карагача, ясеня и каменной березы, а сочленения из обычной транспортерной ленты. Она неожиданно оказалась просто чудо-материалом: не теряет ни гибкости, ни прочности при любых морозах.
Естественно, были испытаны и доработаны костюмы, снаряжение. Опробованы специальные пищевые рационы. Тестировались системы ГЛОНАСС, составлялись карты местности, с указанием оптимальных маршрутов передвижения. Дороги в тундре не просто обозначались, обязательно уточнялось, для какого транспорта и в какое время года они проходимы.
Сейчас "полярные десантники" Петермана могут ходить и ночью, и в буран, и при морозе за сорок градусов. При этом марш-бросок в 300 км за сутки для них не проблема. А если потребуется, то и 500 километров пройдут на одном дыхании.
По-настоящему "полярные десантники" развернулись после того, как в декабре 2014 года был подписан приказ о создании Арктических войск России. Петерман - член Наблюдательного совета Союза десантников России, а также действительный член Русского географического общества, возглавляет которое, как известно, министр обороны Сергей Шойгу. Поэтому к делу создания полярной армии отнесся очень серьезно и по-деловому.
Были систематизированы все прежние наработки, выработаны конкретные рекомендации. Упор сделан на небольшие десантные группы, которые способны оперативно перемещаться на большие расстояния, чувствовать себя уверенно и сохранять боеспособность в самых экстремальных условиях.
В министерстве обороны к такой инициативе отнеслись с пониманием. В феврале 2016 года в Нижневартовске состоялся недельный семинар для офицеров спецподразделений. Он был посвящен обсуждению вопросов, связанных с особенностями действий малых боевых групп в условиях Крайнего Севера. Один из участников - офицер-спецназовец - затем прошел с экстремалами маршрут, чтобы посмотреть, что это такое - "ледяной космос". Впечатлений, как вспоминают, ему хватило.
Экспедиция, организованная в этом году, идет удвоенным составом. Шесть гражданских экстремалов - ветеранов ВДВ из Нижневартовска и шесть действующих офицеров спецподразделений. Военные должны испытать и проверить технику, а также снаряжение на предмет пригодности использования в армейских подразделениях в условиях Крайнего Севера. А также протестировать свое оружие, военную связь и многое другое, без чего десантнику не обойтись. Кстати, боец-спецназовец несет на себе 30-40 килограмм. Необходимо выяснить: сколько можно проехать с такой компрессионной нагрузкой? С учетом того, что по ходу движения предстоит еще и боевые задачи выполнять. Так что это не просто поход на снегоходах, а настоящее научно-исследовательское военное учение.
Сейчас рассматривается идея создания в Нижневартовске центра подготовки личного состава подразделений ВДВ и спецназа - из числа тех, кому предстоит служить в Арктике. Этот город вполне подходит логистически: современный аэропорт, железная и шоссейные дороги. И главное - там есть настоящие профессионалы, способные передать военным весь свой опыт, добытый, надо сказать, нелегким трудом.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"