Фантасмагории грехов

Дубль дв@: день третий

В конкурсе этих дней - картины столь же яркие и зрелищные по форме, сколь и непростые по смыслам.

"Ангелы революции" екатеринбуржца Алексея Федорченко и "Орлеан" москвича Андрея Прошкина. Их объединяют фантасмагорическое содержание, театральная стилистика и участие одного из ведущих актеров "Коляда-театра" Олега Ягодина, получившего за роль хирурга Рудика в "Орлеане" премию Гильдии критиков "Белый слон". Режиссер Федорченко на Римском кинофестивале был награжден за своих "Ангелов..." премией "Марк Аврелий будущего" - за разведку новых способов киноповествования. "Орлеан" участвовал в конкурсе Московского фестиваля и был явно недооценен жюри.

"Орлеан". Фантасмагория. Реж. Андрей Прошкин. Сценарий Юрия Арабова. Оператор Юрий Райский. Продюсеры Игорь Мишин, Наталия Гостюшина, Елена Романова. В ролях: Виктор Сухоруков, Олег Ягодин, Елена Лядова, Виталий Хаев, Тимофей Трибунцев, Павел Табаков. 110 мин. 16+

Картину уже окрестили "вторым явлением Воланда". Не потому, что кто-то подражает Булгакову - но фильм явно продолжает тему проверки общества на соблазн, только уже в наше время. Свято место пусто не бывает, и в богом забытый городок является подобие дьявола - некий Экзекутор, неубиваемый, непотопляемый, почти ласковый, но беспощадный. Есть в фильме и подобие бала у Сатаны - в цирке-шапито, где пилят деньги и людей. И даже есть кот, практически Бегемот. И есть мелкие душонки, одержимые страстью одной, но пламенной.

Подзаголовок фильма: "Фантасмагория греха". Как бывает в большой литературе, сценарист Юрий Арабов использует опыт лучших мировых фантасмагорий как вторую реальность - лупу, через которую можно окинуть наш мир взором всепроникающим, сторонним и критичным, видящим даже то, что укрыто в потемках души. Взором персонифицированной Совести. Это, как сказал бы Брехт, "остраняет" хорошо знакомые реалии, позволяет "остановиться, оглянуться" и - ужаснуться.

А главный сюжет картины - не ее почти цирковая фабула. Это сюжет развития авторской мысли, более увлекательный, чем в детективе. И в диалогах нет бытового мусора - есть литературная речь, которой можно наслаждаться. Считайте фильм немного притчей, но без назиданий: выводы - за вами.

"Ангелы революции". Драма. Реж. Алексей Федорченко. Сценарий Алексея Федорченко, Олега Лоевского, Дениса Осокина. Оператор Шандор Беркеши. Продюсеры Дмитрий Воробьев, Алексей Федорченко, Леонид Лебедев. В ролях: Дарья Екамасова, Олег Ягодин, Полина Ауг, Константин Балакирев. 113 мин. 16+

В основе этой странной истории реальный случай из 30-х годов. Советы усердно прививали "диким" народам Севера саженцы "новой жизни". Формально - несли благо: строили школы и родильные дома, насаждали современное искусство. И вот бригада романтиков едет из индустриального Свердловска к лесным ненцам и ханты: композитор, живописец-супрематист, режиссеры-новаторы. За вымышленными фигурами угадываются знаменитые прототипы: Лариса Рейснер, Александра Коллонтай, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, изобретатель терменвокса Лев Термен...

Мистические события, преследующие героев, легко обращаются в метафоры осколков нашей общей истории. Федорченко снял откровенно "театральное кино", условное и в основе и в деталях, где каждый кадр метафоричен, как живописный шедевр, а любой предмет быта трактуется как артефакт. Здесь реальность сплетена с мифами, наивное богоборчество схлестывается с вековыми предрассудками и терпит кровавое поражение.

Герои изъясняются языком не просто литературным, но словно воскресшим из мертвых - так излагали свои мысли-лозунги энтузиасты времен Хлебникова и Маяковского. Фильм не забывает о рывке, который сумела сделать "воспрявшая ото сна Россия", но напоминает о корневых традициях, которые гирями повисли на ногах цивилизации, о "своем уставе в чужом монастыре".

Зрители о кинофестивале

"Дубль дв@" снова открылся ударной картиной, которая к тому же дебютная, - "Коробка". Картина динамичная, держит на всем своем протяжении благодаря и саундтреку, и операторской работе; сценарий достаточно цельный, игра актеров на очень высоком уровне. Выделять кого-нибудь не стал: все актеры, включая эпизодических, сыграли как единое целое, и это, на мой взгляд, очень круто.

Режиссер и сценарист в одном лице много чего замесил: здесь и спор поколений (диалог отца и сына - ностальгическая нотка по легендарному "Курьеру" Шахназарова), и дружба подростков (есть что-то от "Розыгрыша" Меньшова), и наша народная любовь к спорту №1, который у нас давно стал "соцпроектом" (как ни крути, а на время Олимпиад и очередного турнира народ реально объединяется). Ну, и важнейшая тема межнационального спора удачно обыграна и отлично решена в картине.

Из минусов, на мой субъективный вкус, - граффити и стиль саундтрека. Неудивительно: мое поколение совсем другое, современным парням и девчонкам тут виднее.

Хотел чуть подзажать оценку - все-таки весь фестиваль впереди. Но не стал - Восьмерка никак не меньше.

Николай Челноков

Подпишитесь на официальный канал онлайн-кинофестиваля "Дубль-дв@" в Telegram, чтобы ничего не пропустить!