Фармпроизводители не оценили идею замены преференций на льготы

Заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович поручил профильным ведомствам до 12 апреля доработать механизм реализации так называемой трехступенчатой системы закупок лекарственных средств, которая должна дать дополнительные преимущества отечественным фармпроизводителям, работающим по принципу полного цикла производства, включая синтез субстанции. Возможные изменения правил проведения тендеров сейчас активно обсуждают участники рынка по всей стране и в СЗФО.

Напомним, что система закупок, получившая в дальнейшем название "третий лишний", была предложена минпромторгом в 2015 году. Система предусматривает, что доступ к государственным аукционам гарантируется поставщикам и производителям тех лекарственных препаратов, чье производство на всех (или почти на всех) его стадиях осуществляется на территории нашей страны. Другими словами, - правило "третий лишний" подразумевает запрет на участие в госзакупках лекарств и медицинских изделий иностранных компаний, когда в этом уже участвуют две российские компании.

За два годы работы правила представители государственных структур и производители не раз высказывались в его поддержку, утверждая, что оно направлено на развитие фармотрасли и укрепление позиций российских производителей.

- Меры поддержки работают. Сравните 2014 и 2016 годы - объем производства лекарств вырос на 100 миллиардов рублей. Рынок растет на 15 процентов, а производство препаратов - на 25, - подчеркнул замминистра минпромторга России Сергей Цыб, выступая на IX Всероссийском съезде работников фармацевтической и медицинской промышленности.

Основная проблема, считают эксперты, что за последние годы отечественная фармацевтика значительно ослабила свою конкурентоспособность. Главная проблема - это отсутствие субстанций, необходимых для разработки и выпуска новых инновационных препаратов полного цикла. Так, на сайте минпромторга России указано, что с 1992 года выпуск в России субстанций сократился в 18 раз. За это время 80 процентов рынка заняли субстанции из других стран. А начиная с 2012-го, по данным Госреестра лекарственных средств РФ, объем производства субстанций вырос на 87 процентов. По мнению экспертов, именно от субстанций зависит и качество препаратов, и их конкурентоспособность, возможность развития производства фармпроизводителей.

Тем не менее, в январе 2017 года начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев раскритиковал трехступенчатую систему минпромторга. В марте этого года глава ФАС России Игорь Артемьев заявил, что ведомство обсуждает с правительством отмену правила "третий лишний" при госзакупках лекарств и медицинских изделий, что и послужило началу дискуссии по этому вопросу. По словам Артемьева, правила ограничивают конкуренцию, и был случай, когда иностранная компания "с отличным ценовым предложением" была снята с торгов, а контракт был заключен с российским производителем, который выставил завышенную стоимость препарата.

Сейчас же, вместо правила "третий лишний" и трехступенчатой системы преференций, ФАС предлагает ввести для российских производителей льготы. В настоящее время размер преференции составляет 15 процентов, ФАС предлагает увеличить ее до 20 или 25 процентов. Это, говорят эксперты, не даст выигрыша производителям, учитывая снижение цены на аукционе.

- Проект постановления о внедрении "трехступенчатой системы" способствует оправданному стимулированию локализации полного цикла, что соответствует целям "Фарма 2020". Понятно, что лоббисты отмены правила руководствуются отдельными, иногда еще встречающимися фактами завышения цен на лекарства. Хотя полный анализ ситуации показывает, что государственные закупки неизменно показывают тренд снижения средних цен по стране. И для того чтобы очистить рынок от недобросовестных игроков, попытки задушить этот рынок, не предоставив никаких преференций отечественным производителям, кажутся избыточными, - считает Дмитрий Морозов, генеральный директор петербургской биотехнологической компании BIOCAD. - Для того чтобы на отечественном рынке появились доступные, современные, а значит конкурентоспособные лекарственные препараты, требуется инвестировать и время, и знания, и деньги. Тогда на рынке и доступные препараты, и компании, которые платят налоги, образуют костяк экономической системы страны.

Напомним, что несколько лет назад правительство Петербурга активно заявляло о формировании фармацевтического кластера, который стал бы системообразующим для смежных отраслей промышленности города. Однако большого рывка по ряду причин не произошло. Официально петербургский кластер фармацевтики и медицинских технологий насчитывает более 100 предприятий, однако только 20 компаний специализируются на производстве лекарств. В Особой экономической зоне зарегистрировано 16 фармрезидентов, однако коммерческий выпуск медицинских препаратов на данный момент ведут только два завода. Остальные компании занимаются научными разработками, либо только проектированием и строительством. В прошлом году фармацевтические резиденты ОЭЗ принесли бюджету 1,9 миллиарда рублей, всего с начала работы зоны - 6,42 миллиарда. Правда, доля петербургских предприятий на рынке сейчас ничтожна - не более 2 процентов. По данным Петростата, предприятия Северной столицы увеличили выпуск продукции на 42 процента, до 21,5 миллиарда рублей. Произошло это благодаря правилу "третий лишний". Сохранятся ли подобные показатели, после того как правило отменят? На этот вопрос двое из трех экспертов не смогли ответить положительно.