Будни эти смотришь со странным волнением: наш огромный мир сворачивается до шара, проплывающего внизу. Отчетливо чувствуешь хрупкость нашего общего дома, который мы не умеем беречь. Нашей общей колыбели. За тридцать немногословных минут перед нами пройдут характеры и судьбы, и жизнь будет сражаться со смертью, а беда - с человеческим долгом. Без пафоса, катастроф и уже привычных для кино истерик. Обычная работа на орбите.
Этот получасовой фильм - первенец режиссера Артура Сухонина и продюсера Татьяны Бодровой, вчерашних студентов курса Владимира Меньшова во ВГИКе. Они с первого курса "заболели" космосом, и мечта о таком кино зрела в них все пять лет. Средства собрали методом краудфандинга, нашли таких же романтиков-умельцев, способных на коленке делать с компьютером графические чудеса, - Александра Черного и Александра Соколюка. Три года снимали - и, по-моему, доказали, что хорошее кино творят не деньги и техника, а мозги и таланты. Теперь они организовали свою кинокомпанию Space Film Industry, собираясь и в дальнейшем разрабатывать тему, как они считают, почти не тронутую, - тему космонавтики.
Премьера "Колыбели" состоялась в сентябре 2016 года на 1-м Уралкинофесте в Екатеринбурге. А потом путь фильма лежал в столицу Великобритании на London Monthly Film Festival, где он был признан лучшей игровой короткометражной картиной месяца. Затем - в Лос-Анджелес, где картина дебютантов победила на RAW Science Film Festival - фестивале научного кино. Ее предшественниками - лауреатами "научного Оскара" - были "Интерстеллар" Кристофера Нолана и "Марсианин" Ридли Скотта.
Мы беседуем с авторами необычного фильма.
Артур Сухонин: В кино есть сказки-приключения, есть космическая фантастика. Нам хотелось другого. Снимая "Колыбель" в тесном взаимодействии с космонавтами, мы стали как бы частью российского космического процесса - туда погружаешься с головой, отойти уже невозможно. И поняли, какая там бездна материала для кино - реального и нетронутого.
Постоянно консультировались с космонавтами Юрием Усачевым и Александром Александровым. В разговорах с ними рождались многие яркие коллизии и детали. Сценарий переделывался, возникали и исчезали целые сцены, все менялось даже в процессе съемок и монтажа, - и теперь это совсем другая история. В общении с космонавтами я и нашел формулу для чувства, которое цепляло меня, еще первокурсника, в работе над самым первым "космическим" этюдом. Усачев сказал: "Когда смотришь из иллюминатора на Землю - испытываешь к ней любовь. Как к живому существу!". Эти слова во мне засели. При виде Земли со стороны у космонавтов действительно меняется сознание: мир воспринимается иначе.
Татьяна Бодрова: Они говорят: "Улетаем патриотами своей страны - возвращаемся патриотами Земли". В "Колыбели" нам хотелось поймать хоть частичку этого чувства, сохранить и донести до зрителя.
Космонавты видели готовую картину?
Артур Сухонин: Конечно. И сказали, что это самый реалистичный фильм о космосе!
Татьяна Бодрова: Я с первого курса - фанат реализма. Режиссер должен рассказывать то, что лично знает. Может, не в буквальном смысле - но надо изучать тему! Ведь кино, помимо прочего, несет в себе элемент образования. Очень немногие имеют представление о том, что происходит на орбите - и здесь реализм особенно интересен. Интересна правда в деталях, в человеческих движениях, в технологиях, которые мы показываем. Мы же снимали в реальных интерьерах космических станций, на экране реальные приборы, реальная обстановка...
Получасовой фильм - хороший метраж для глубокого погружения в обстановку. Но что может произойти в замкнутом пространстве такого, что может и дальше держать внимание зрителя?
Татьяна Бодрова: Фильму нужен конфликт. А какой может быть конфликт, если люди на космической станции подобраны по принципу психологической совместимости! Серьезные столкновения тут невозможны - это противоречило бы принципу достоверности. Очень узкий коридор для возможных сюжетных решений. Мы теперь разрабатываем идею полнометражного фильма о космосе. То, что в нем будет происходить, в реальности должно случиться в ближайшие 10-15 лет. То есть мы будем делать фильм на основе реально ведущихся разработок - такая визуализация ближайшего будущего российской космонавтики.
А как же с узким коридором? Бесконфликтное кино?
Татьяна Бодрова: Когда жесткие рамки - мозг начинает работать активнее. И то, что нам удалось найти, зрителю будет очень интересно. Поверьте, это будет что-то удивительное. Сейчас мы начинаем поиск финансирования картины. Опыт "Колыбели" показал, как можно оптимизировать бюджет даже сложного постановочного фильма - снять дешево, не уступая в качестве лентам, которые мы смотрим в кинотеатрах. В создании нашего первого фильма участвовали предприятия Роскосмоса, "Энергия", Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, Объединенная ракетно-космическая корпорация. Так что из нашей дружбы с космосом должно получиться хорошее кино.
О фильме "Колыбель" говорит дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Александр Александров:
- Бывают фильмы ни о чем, а этот можно с полным правом назвать философским. Чтобы понять его глубину, может быть, его стоит посмотреть не раз, как это сделал я. Сначала мы обращаем внимание не только на художественное исполнение, но и на то, как там техника представлена. Впрочем, в "Колыбели" и технические детали выглядят достоверно, даже невесомость удалось показать правдиво.
Но когда фильм с идеей, уже не так важно, как изображено состояние невесомости или подробности запуска ракет. Философский смысл заложен глубже. Земля - наша колыбель, мы все из нее вышли и несем за нее ответственность. Не случайно так хорошо, так любовно сняты земные пейзажи. Речь идет не только о космонавтике. Речь - о человеческих ценностях. И конечно, этот фильм - больше чем дипломная работа, это эскиз чего-то более крупного. И я желаю Артуру Сухонину и его команде и впредь заниматься этой тематикой - она не только захватывающа, она гуманитарна. Успеха фильму на фестивале и в его дальнейшей жизни на экранах. Думаю, его должны увидеть как можно больше людей.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"