Новости

05.04.2017 17:40
Рубрика: Культура
Проект: Дубль Дв@

"Дубль дв@" покажет первую экранизацию Петрушевской

Стартовал второй конкурс фестиваля - картин короткого метра. Один из открывающих его фильмов - экранизация пьесы Людмилы Петрушевской "Кому это нужно".
Ольга Антонова на съемках фильма "Кому это нужно". Ольга Антонова на съемках фильма "Кому это нужно".
Ольга Антонова на съемках фильма "Кому это нужно".

Драматург Людмила Петрушевская, так любимая всеми по театру, никогда не экранизировалась. Хотя к ее пьесам примеривались и Лариса Шепитько, и Татьяна Лиознова, и Владимир Мотыль - но не случилось. И вот пьесой "Кому это нужно" заинтересовался известный петербургский режиссер-документалист Владимир Непевный.

Пьеса одноактная, фильм короткометражный. В нем три героя: Она, Он и луковица. Главная, конечно, - Она. В этой роли уникальная актриса Ольга Антонова, которая снималась в кино необъяснимо мало, но это были незабываемые роли в "Почти смешной истории" и "Этом милом старом доме" Петра Фоменко, в "Астеническом синдроме" Киры Муратовой. Уже одно это могло бы сделать фильм предметом пылкого ожидания поклонников актрисы во всех уголках России. Но - опять не случилось: прокатчики российский короткий метр любят еще меньше, чем длинный.

- Людмила Петрушевская как никто другой умеет передать парадоксальность нашей жизни, граничащую с абсурдностью и гротеском, - рассказывает Владимир Невинный. - Выразить тот разлом, который случился, когда рухнул СССР, и возникла новая страна, с которой мы пока никак не можем разобраться. В ее пьесах очень интересно сопрягается опыт советской и постсоветской жизни. Первый в фильме будет представлен Ею, второй - Им, оба - соседи по коммунальной квартире, между обоими пропасть - не только возрастная, но и психологическая. Да, это своего рода абсурдная комедия. Она начнется с невинной просьбы помочь вырастить луковицу - приходить, поливать ее и пр. И закончится самыми интересными предположениями о том, зачем это все нужно. Так что зрителей ждут самые эксцентричные, даже абсурдистские повороты событий.

Владимир Непевный снимает преимущественно документальные фильмы, он был участником нашего 2-го "Дубль дв@" с картиной "Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Жизнь как роман" (2009). Он и свою игровую картину "Кому это нужно" оснастил документальными кадрами из учебного фильма о луке - эти кадры играют в картине важную роль. Оператор - Александр Буров, снимавший фильмы Александра Сокурова и Евгения Юфита. Ну, а неповторимой Ольге Антонове выпало создать не только образ предприимчивой соседки по коммунальной квартире, но и обобщенный образ нашего родимого социума, нашей среды обитания в большой и по-прежнему коммунальной стране, где "кто был ничем, тот станет всем" и захочет непременно все сразу освоить и утрамбовать в личную копилку.

Бюджет будущей картины формировался методом краудфандинга, что по-русски означает "с миру по нитке". В прессе был брошен клич: кому интересно будет посмотреть одну из первых экранизаций Людмилы Петрушевской, поделитесь, кто чем может. Так уже делали авторы многих мировых картин, в том числе и знаменитых. Удалось и на этот раз: пусть собрали на картину не сразу и не столько, сколько было нужно, но сократились и уложились. Снимали на квартире у режиссера, актеры работали бесплатно, и теперь народ, вложивший в фильм "Кому это нужно" свои личные деньги, может ее посмотреть на нашем фестивале.

Комментарий

О фильме "Кому это нужно" - народная артистка России Ольга Антонова в беседе с корреспондентом "РГ" Светланой Мазуровой:

- Работать на этой картине было очень интересно. Правда, бывало, что на пленке иногда происходила какая-то двусмысленность. На площадке это решение было правильным, а в результате монтажа получалось несколько иное. И потом мы оба - и я, и режиссер - привыкали к тому, что произошло…

Пьеса Петрушевской написана с юмором, и она абсурдистская, в духе Хармса. Я люблю Хармса, эксцентрику и подумала, что здесь широкое поле для импровизации. Да и Хармсу, наверное, понравилось бы, что фильм вышел двусмысленным. К тому же я как раз сидела без дела, а съемки - это хороший тренинг. Моим партнером оказался Володя Крылов, ученик моего курса в Театральной академии. Все снимались бесплатно: денег на фильм было очень мало, только на технические нужды. Деньги присылали сами зрители, и мы старались их не подвести. Безденежье и трудности сплачивали нашу группу, и я до сих пор вспоминаю об этой работе с удовольствием и благодарностью. Володя Непевный - мой давнишний приятель, но я не ожидала, что он потрясет меня художественным фильмом.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Подпишитесь на официальный канал онлайн-кинофестиваля "Дубль-дв@" в Telegram, чтобы ничего не пропустить!

Культура Кино и ТВ Наше кино Кинофестиваль "Дубль дв@"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники