Реформа электроэнергетики в России в целом прошла успешно, отмечают аналитики, но в правовом обеспечении отрасли остаются белые пятна. В частности не до конца отрегулировано законодательство в сфере деятельности ТСО. Это приводит к тому, что недобросовестные компании за счет определенных манипуляций пытаются получить сверхприбыль, фактически выкачивая деньги из населения и промышленных предприятий.
Как известно, тарифы для ТСО ежегодно устанавливают региональные службы по тарифам (РСТ). Их размер индивидуален и зависит в первую очередь от состава оборудования и объема перетока электроэнергии. Чем он меньше, тем выше тарифы. Пересчитать их в течение года регулятор сейчас не имеет права (за исключением нескольких форс-мажорных обстоятельств). Если ТСО приобретет дополнительное оборудование, то будет выставлять счета местным межрегиональным сетевым компаниям, исходя из своих ранее утвержденных тарифов.
Например, если тариф был установлен рубль при расчете на 100 миллионов киловатт-часов, а компания взяла в аренду оборудование в пять раз большей мощности, то и выручка вырастает в пять раз, хотя тариф изначально не предусмотрен на такой объем.
В самих сделках на рынке энергооборудования, ведущих к перераспределению выручки среди сетевых компаний, безусловно, нет ничего необычного. Однако добросовестные ТСО, готовясь к ним, заранее уведомляют об этом РСТ и межрегиональные сетевые компании. Таким образом регулятор может эти изменения сбалансировать. Но бывает, что сделки совершаются тайно и дополнительное оборудование закупается сразу же после утверждения тарифов, без предварительного уведомления РСТ. Это приводит к накручиванию выручки в несколько раз, а деньги выводятся в офшоры или используются не по целевому назначению. Естественно, возникают обоснованные подозрения в мошенничестве. Если такая компания затем "внезапно" обанкротится или переведет деньги на сторонние счета, предъявить убытки будет просто некому. То есть платить придется потребителю.
Последние несколько лет проблемы, связанные с действиями недобросовестных ТСО, становятся все более актуальными. Сегодня эта проблематика уже вышла на федеральный уровень, а деятельность некоторых ТСО попала в поле зрения правоохранительных органов.
Как писали СМИ, в 2014 году ГУ МВД России по г.Москве возбудило уголовное дело в отношении руководителей трех тверских энергокомпаний: "Энерготрест", "Энергосоюз" и "Тверьоблэлектро". По версии следствия, за три года за счет необоснованного увеличения тарифов за транзит электроэнергии обвиняемые незаконно получили более 630 миллионов рублей. По данным СМИ, они использовали в своей деятельности зарегистрированную на территории Британских Виргинских островов компанию "Нью Энерджи ЛДТ", с которой якобы были заключены договора на оказание услуг. На самом деле так из страны просто выводились похищенные деньги.
В конце 2014 года похожая, но гораздо более резонансная история стала предметом уголовного расследования в Ростовской области. Здесь уголовное дело было возбуждено в отношении акционера ОАО "Энергия" Александра Хуруджи и генерального директора Сергея Конопского. Обвиняемым инкриминировали сразу три статьи УК РФ: мошенничество, незаконное предпринимательство, а также легализацию преступно полученных средств. Все в особо крупном размере.
По версии следствия Хуруджи и Конопский разработали и реализовали схему по хищению около полумиллиарда рублей у местной сетевой компании "МРСК Юга". Они приобрели открытое распределительное устройство (ОРУ) и электрические сети в городе Красный Сулин, которые до этого принадлежали компании "Электросеть". Сделка совершалась не напрямую, а через компании-посредники.
Сама же "Энергия" выкупила ОРУ 1 января 2014 года. Быстрая и сомнительная серия перепродаж и заключительная "новогодняя" сделка вызвали множество вопросов. Ведь за такой короткий срок невозможно было просчитать затраты и обоснованность покупки, а также провести полноценный технический и финансовый аудит энергоактива.
Приобретя таким образом новое оборудование, "Энергия" (относительно небольшая компания) одномоментно увеличила сальдо - переток электроэнергии сразу в двадцать раз с 58,6 миллиона до 1,189 миллиарда киловатт-часов в год. Случай, не имеющий аналогов в российской практике. При этом тариф "Электросети", утвержденный на 2014 год, был в три раза ниже, чем у "Энергии". Соответственно предприятие Александра Хуруджи стало претендовать на объем "прибыли" в десятки раз больший, чем было рассчитано РСТ.
Закономерно, что деятельностью "Энергии" заинтересовались правоохранительные ведомства. Было начато расследование. В декабре 2015 года Хуруджи арестовали, а затем решением Ворошиловского суда Ростова-на-Дону он был освобожден под залог пять миллионов рублей.
Сейчас судебный процесс уже подходит к завершению. Местные СМИ, наблюдающие за ним, сообщают, что свидетели и эксперты подтвердили описанную выше хронологию событий и "бизнес-схему", использованную руководством ОАО "Энергия". Выяснились и новые существенные подробности. В частности что "Энергия" обналичивала поступающие денежные средства. Также в свои расходы компания включала услуги, которые в действительности не выполнялись, но оплачивались. По данным прессы, в хищении средств может быть замешан и брат Александра Хуруджи Сергей, который в настоящее время объявлен в федеральный розыск.
В деле "Энергии" наглядно высветились основные недоработки существующего правового регулирования деятельности территориальных сетевых организаций. Как говорят эксперты рынка, необходимо оперативно решать проблему на законодательном уровне. В частности предлагается разрешить РСТ при неизменности тарифов для потребителей в течение года, пересматривать тарифы для взаиморасчетов между ТСО, если на рынке за это время произошли сделки, приводящие к изменению валовой выручки ТСО более чем на 10 процентов. Либо вообще запретить этим компаниям получать дополнительную выручку по энергоактивам, не учтенным в их тарифных решениях. Они должны зарабатывать доход на том оборудовании, которое изначально заявляли в РСТ для расчета тарифа.
За ходом судебного процесса в Ростове-на-Дону внимательно наблюдают участники рынка, аналитики и СМИ. Сегодня принципиально важны не подробности уголовного дела или конкретные фамилии обвиняемых. Главное, чтобы это привело к совершенствованию отраслевого законодательства, а российские потребители были надежно защищены от действий недобросовестных ТСО.