Жительница Омской области Вера Ковалева (имя изменено) долго лечилась от артроза, и в конце концов врачи сказали: необходима замена пораженного тазобедренного сустава. Операцию готовы сделать бесплатно, но вот эндопротез - искусственный сустав из титана - только за счет пациентки. Стоимость такого изделия - порядка 150 тысяч рублей.
Но выбора у женщины не было: не оставаться же вовсе без ноги? Пришлось заплатить.
Но как же тогда понимать уверения про увеличивающуюся "доступность" высокотехнологичной медицины, про ее бесплатность? Еще несколько лет назад такие сложные операции выполнялись в основном в федеральных медцентрах и за счет федерального бюджета. Но квоты на такое лечение пациентам приходилось "выбивать", а потом еще месяцами ждать в очереди.
С 2014 года система финансирования поменялась: различные виды ВМП стали переводить в систему обязательного медицинского страхования, а количество клиник и отделений, освоивших высокотехнологичное лечение, выросло. Сейчас, если верить отчетам, уже более 1,5 тысячи различных сложных операций больные могут получить по страховому полису - без квот и бесплатно. Вошла в обязательную страховку и операция по замене тазобедренного сустава.
Но вся, подчеркнем, ВСЯ помощь по ОМС у нас - бесплатная. Так все-таки нужно было платить Ковалевой за эндопротез, или ее попросту "развели" на деньги? Женщина обратилась за разъяснениями в свою страховую компанию, и ей подтвердили: вас должны были лечить полностью бесплатно, а заставлять покупать эндопротез - это нарушение закона.
Между тем ситуация, к сожалению, обычная. Медики жалуются, что утвержденные тарифы на дорогие операции занижены, а потому больницам приходится "крутиться" и брать с пациентов плату где только возможно. Положа руку на сердце, кто из нас не "отстегивал" в государственных клиниках деньги, чтобы поставить не обычную, а светоотверждаемую пломбу, или сделать побыстрее МРТ, или другое нужное исследование? В случае с дорогостоящими операциями еще сложнее. Пациентам, к примеру, говорят: у нас есть отечественные хрусталики для операции в случае катаракты, но если хотите импортные - платите. Или - платите за эндопротез. Или - бесплатно можем прооперировать по старинке, а если на современном оборудовании - то через кассу. Ну, и как человек без медицинского образования может правильно оценить подобные предложения и сделать выбор?
Впрочем, граждане сейчас становятся грамотнее и пытаются отстоять свои права. Спорить с врачом, от которого зависит твое здоровье, а то и жизнь, себе дороже. Поэтому большинство не спорит и платит. Но после отправляется в суд, чтобы вернуть свои кровные. Если возникают сомнения в законности взимания оплаты, можно обратиться в свою страховую компанию, и она обязана помочь "разобраться" с клиникой.
С Верой Ковалевой, однако, этого не произошло. Местный суд, куда она обратилась с иском за возмещением материального ущерба, ей отказал. Основание: в больнице ее предупредили, что услугу по эндопротезированию можно получить бесплатно, но пациентка захотела платить!
На самом деле Ковалева, конечно же, ничего такого не "хотела". Она просто сделала так, как сказали ей врачи. А строчка о том, что она, мол, предупреждена о возможности получения бесплатной помощи, была вписана в договор, в текст которого женщина не очень-то и вчитывалась. Это - стандартная хитрость, к которой прибегают руководители медучреждений, чтобы придать поборам с пациентов видимость законности.
"На самом деле такая ситуация - нонсенс, - комментирует член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, профессор Алексей Старченко. - И по закону, и следуя здравому смыслу, только врач по показаниям, с учетом индивидуальных особенностей пациента, должен выбрать тип, модель, конструкцию эндопротеза. А главный врач медучреждения обязан его купить. Более того, если эндопротез покупает пациент, то хирург не имеет права его устанавливать, так как качество его неизвестно: мало ли, что продал продавец и купил пациент".
Но в Омской области, как, впрочем, и в других регионах, подобные кабальные сделки процветают: врач пишет на бумажке, что именно купить и у какой фирмы, пациент оплачивает медизделие и приносит в клинику.
"В таких схемах просматривается откровенный коррупционный подтекст, - считает Старченко. - Мало того, что медучреждение в подобных ситуациях нередко получает деньги за одну операцию дважды - из фонда ОМС и от пациента, так еще и руководство клиники может претендовать на откат со стороны поставщиков медтехники. Зачем тогда проводить аукционы и конкурсы при закупках? Просто отправьте пациента в "нужную" фирму, и он заплатит любую назначенную продавцом цену!"
Схема эта, как оказалось, имеет вполне официальное "документальное" прикрытие. "Когда мы стали разбираться по жалобе Ковалевой и обратились за разъяснениями в областной минздрав и территориальный Фонд ОМС, выяснилось: в Омской области утвержден тариф на операцию по замене тазобедренного сустава... без учета стоимости эндопротеза, - комментирует Алексей Старченко. - Но как можно сделать операцию по эндопротезированию без эндопротеза? Понятно же, что таким "элегантным" способом пациентов вынуждают оплачивать лечение, которое по закону они вправе получить бесплатно".
Между тем в ответе минздрава РФ четко указано: эндопротез включен в базовую программу госгарантий, то есть закупаться такая техника должна централизованно и за счет средств ОМС. Тем не менее вопрос так и не решен: единственно, кто поддержал пациентку, это страховая компания по ОМС, которая продолжает вместе с ней бороться в суде.
Ежегодно правительство РФ утверждает перечни видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС, и не включенных в эту программу.
1. Решение принимает лечащий врач, если у пациента есть медицинские показания к оказанию ВМП. Врачебная комиссия медорганизации подтверждает это решение: оформляется протокол, запись вносится в медкарту пациента.
2. Затем лечащий врач оформляет направление на госпитализацию, его подписывает главный врач, подпись заверяется печатью медорганизации.
3. К направлению прилагается выписка из медицинской карты, а также копии:
паспорта или свидетельства о рождении (для детей до 14 лет);
- полиса ОМС;
- СНИЛС (для пенсионеров).
- Необходимо также заявление о согласии на обработку персональных данных пациента.
4. Если необходимая операция включена в базовую программу ОМС, комплект документов направляется непосредственно в клинику, где она будет выполняться. Если пациенту показана ВМП, не включенная в базовую программу, документы направляются в орган управления здравоохранением региона. И уже там специальная комиссия решает, куда направить больного, и выдает заключение и направление в федеральный медцентр. Кроме заключения, пациенту выдается талон на получение ВМП.
5. Выписка из протокола решения комиссии направляется в клинику по почте или электронной связи. Если пациент не хочет ждать, он может сам отвезти документы в медучреждение, куда его направляют. Окончательное решение по поводу госпитализации и ее даты принимает комиссия той клиники, где запланирована операция. На это отводится семь рабочих дней со дня оформления талона на оказание ВМП. Еще пять дней дается на то, чтобы это решение (выписка из протокола) сообщить пациенту. Если речь идет о срочной госпитализации и экстренной помощи - то решение принимается немедленно.
В это время
Аналогичные судебные тяжбы - по компенсации средств, потраченных пациентами на приобретение эндопротезов, прошли в прошлом году в Ставропольском крае, Пермском крае, Татарстане, Челябинской области. Во всех этих случаях после долгих разбирательств судебные инстанции приняли решение в пользу граждан, и деньги им были возвращены.