Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вводит жесткие требования к обеспечению безопасности в российских подземках. Они станут залогом системной безопасности на общественном транспорте, отметил вице-премьер кабинета министров Аркадий Дворкович на коллегии Минтранса. Еще идет работа над аналогичным документом для железнодорожного транспорта, добавил Дворкович. И необходимо утвердить требования для авиатранспорта, уточнил глава минтранса Максим Соколов.
Главное сейчас, как говорится в документе, провести оценку уязвимости метрополитенов (их в России семь) и увидеть, что еще нужно сделать для защиты. В зависимости от количества пассажиров транспортным объектам будут присваивать категории уязвимости, чем выше она - тем более высокие требования по транспортной безопасности.
"В первую очередь, надо на всех видах транспорта внедрять интеллектуальные системы защиты, которые предусмотрены в новом постановлении правительства для метро", - говорит Инна Святенко, руководитель общественного объединения правоохранительной направленности "Безопасная столица".
Эксперты обращают внимание и на то, что надо усиливать ответственность за исполнением тех требований безопасности, которые уже существуют. "Ну вот объясните, - недоумевает Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза, - почему металлоискатели установлены, но не везде работают? Нужно срочно совершенствовать техническую часть системы безопасности". Об этом говорили и на коллегии минтранса.
Сейчас многие транспортные предприятия проводят оснащение за свой счет, так как программа по транспортной безопасности была поставлена на паузу в конце 2014 года, пояснили "РГ" в Ространснадзоре. За ее счет закупалось оборудование, в том числе рамки для вокзалов. Ее размер был 46 миллиардов рублей, отметил Максим Соколов, отвечая на вопрос "РГ". Сейчас назрела необходимость ее возобновить, считает министр. Тем более что наработки по этой программе есть, так как минтранс не раз настаивал на ее продлении и готовил свои предложения.
Если сами предприятия не найдут деньги, то государство опять будет помогать транспортникам закупать необходимое оборудование, сообщили "РГ" в Ространснадзоре.
На коллегии глава Минтранса вручил награды - Знак почетного транспортника России машинисту электродепо "Выборгское" Александру Каверину, который вел из туннеля вагон, в котором прогремел взрыв.
Вчера стало известно, что Общественная палата РФ готовит обращение к правительству РФ и к Госдуме с предложением закупить новые рамки металлоискателей для допуска на общественный транспорт. Об этом РИА Новости рассказала член ОП РФ Елена Сутормина. Она пояснила, что речь идет в первую очередь о том, чтобы "заменить рамки металлоискателей в метро и на вокзалах на более современные", так как те, что есть сейчас, ставились давно и "уже немножко устарели".
И, действительно, пронести оружие или взрывчатку в российское метро теоретически нельзя, но в принципе возможно. Можно перечислить и даже процитировать десятки законодательных актов и документов (все это публиковала "РГ"), где в деталях рассказывалось о мерах безопасности в метро и прочих средствах общественного транспорта. Кто постоянно ездит в метро, ежедневно проходит через одну из четырех-пяти рамок металлоискателей. Они установлены на каждой станции. И что? А ничего. Иногда - пищат, но никто на это внимания не обращает. В том числе и сотрудники дежурящей здесь полиции.
Оно и понятно, каждый знает, что даже если в кармане куртки лежат ключи, металлодетектор на них должен отреагировать, как и на любой другой металлический предмет. Но каждого "звенящего" пассажира не досматривают. А очень часто эти рамки просто отключены.
К тому же металлодетекторы способны опознать оружие и даже бомбу, если она в металлической оболочке или содержит металлические поражающие элементы. Но если взрывное устройство безоболочное, скажем, жидкое, металлодетектор на него не отреагирует.
Заметим, что каждая из этих стационарных рамок стоит не менее десяти тысяч рублей. Скорее всего часто их просто не включают и никто не видит, кто и с каким грузом идет.
Сейчас, когда полиция работает в режиме усиления, на всех станциях стоят охранники с ручными металлодетекторами. На многих станциях действуют приборы, просвечивающие багаж. Но в обычное время ими пользуются достаточно редко.
Между тем полиция обладает уникальными техническими возможностями не только увидеть, но в буквальном смысле унюхать и даже ощутить оружие и взрывчатку.
Есть в Москве научно-исследовательский институт МВД, который спроектировал приборы, способные в буквальном смысле ощутить даже атомы взрывчатых веществ, даже если они замурованы в стену. Источники корреспондента "РГ" в спецслужбах рассказали, что эти приборы используются, но как-то, мягко говоря, не активно. Хотя уже почти десятилетие их показывают на выставках высокому начальству.
Подобные приборы очень дороги. Каждый стоит от десяти тысяч долларов и больше. Все они разработаны отечественными конструкторами.
Эти дорогостоящие приборы способны "учуять" в воздухе молекулы взрывчатки. Если мимо такой аппаратуры пройдет человек с бомбой, индикатор немедленно сработает.
Но беда в том, что такие приборы - пока штучный товар. И о массовом серийном их использовании говорить пока рано.
А еще есть собаки. Все эксперты единогласны утверждают, что лучший детектор - собачий нос. И это правда. Вот только одна проблема: этот "детектор" не способен работать на свежем воздухе более 4 часов, а в метро - более часа. Устает собачка.
Так что же мешает весь этот "набор" использовать ежедневно? А с начала года досмотрели около 8 миллионов пассажиров.
Кроме того, существует интеллектуальная система видеонаблюдения. Ее элементы стоят пока только в московском метро. Эта система ведет видеонаблюдение абсолютно за всеми пассажирами метро и в разных ракурсах. Просматриваются вестибюли, платформы и сами вагоны.
В систему заложены возможности выделить из толпы людей, склонных к агрессивным действиям. То есть аппаратура анализирует мимику. Если какой-то человек вызывает у системы подозрение, то она оповестит дежурного полицейского. И он на мониторе увидит, какой человек вызвал тревогу у техники.
Такая аппаратура достаточно эффективна. За год, например, работники Службы безопасности московского метро проверили порядка 3,5 миллиона единиц багажа. При этом было выявлено более 20 тысяч опасных предметов, пронос которых на территорию метрополитена запрещен.
Вот только некоторые примеры.
"Традиционно большая часть предметов, около 90 процентов, относится к категории колюще-режущих, - сообщил начальник Службы безопасности Московского метрополитена Андрей Кичигин. - Чаще всего это ножи хозяйственно-бытового предназначения".
Однако в отдельных случаях при проведении досмотровых операций были задержаны граждане, имевшие при себе запрещенные предметы.
А в феврале на станции "Комсомольская" кольцевой линии у пассажира были обнаружены травматический пистолет и патроны к нему. В этом же месяце на "Павелецкой" кольцевой линии в ходе досмотра багажа пассажиров сотрудники Службы безопасности Московского метрополитена изъяли огнестрельное оружие: 3 пистолета и 2 автомата со снаряженными обоймами.
Понятно, что с обычным криминалом сложная техника слежения и контроля в метро справляется. Тут происходит меньше всего ограблений и краж. За последнее время нет в метро ни убийств, ни разбойных направлений. По одной простой причине - видеокамеры установлены буквально на каждом квадратном сантиметре. Любого воришку видят буквально сразу же.
Захар Гельман, Тель-Авив
Можно сказать, что у израильтян, постоянно противостоящих террористам, выработались определенные коды поведения, которые, хотя и не гарантируют стопроцентную безопасность, но значительно ее увеличивают. Так, любой житель Израиля знает, что "хефец хашуд" ("сомнительная вещь") - это всегда опасность. Лучше перестраховаться, немедленно обратить внимание прохожих и вызвать полицейских к бесхозному рюкзаку, сумке или коробке, чем потом, в случае, если содержимое взорвется, ругать себя за беспечность. Полиция немедленно изолирует место, где находится "подозрительный предмет" и вызывает бригаду разминирования, оснащенную специальными роботами.
Транспортный комплекс всегда являлся излюбленным потенциальным объектом нападения для террористов всех мастей. Наземный общественный транспорт в еврейском государстве представлен автобусами, поездами, в Иерусалиме еще и трамваем, а в Хайфе - несколькими станциями метро. Все станции и транспортные развязки оборудованы специальными устройствами, улавливающими взрывчатку и позволяющими не пропустить террориста внутрь здания в случае его выявления. При прохождении значительного числа людей приводятся в действие специальные системы контроля и "экранирования" больших потоков пассажиров. Используются также сенсорные технологии "опознания" пассажиров, которые также выявляют потенциальных террористов. С помощью детекторов радиоэлектронных устройств спецслужбы обнаруживают взрыватели, спрятанные в теле человека или внутри емкости с горючим, а датчики радиоактивности срабатывают при попытке пронести радиоактивные материалы.
Важно иметь в виду, что подобная техника контроля постоянно проверяется и совершенствуется. Перспективные технологии внедряются Агентством безопасности Израиля. На линиях общественного транспорта также работают специально подготовленные охранники, экипированные переносными (ручными) анализаторами запахов взрывчатых веществ. В случае возникновения опасности, а это может быть оставленная без присмотра вещь на железнодорожном перроне, немедленно подается громкий сигнал тревоги и проводится экстренная эвакуация всех пассажиров либо за пределы вокзала, либо внутрь здания, если забытый предмет находится от него на достаточном удалении. Одновременно приостанавливается движение поездов, которые проходят через станцию. И только после проверки, которая может занять и час, и более, оцепление снимается.
Серьезной проблемой иерусалимского трамвая стало забрасывание камнями этого вида транспорта при прохождении его через некоторые арабские районы. Смертельных случаев удается избегать благодаря, во-первых, суперпрочным стеклам, которые при любом ударе не разбиваются на осколки, Во-вторых, на всем протяжении маршрута осуществляется "видеоконтроль" и хулиганов-камнеметателей - в основном подростков - удается выявлять, а затем привлекать к ответственности. В-третьих, трамваи не выезжают на линии без охранников.
И все-таки более или менее успешное противостояние Израиля любому виду террора (включая, разумеется, и на транспорте), прежде всего объясняется активной оперативной, иначе говоря, агентурной, работой. При этом следует отметить, что, несмотря на политические противоречия, израильские спецслужбы активно сотрудничают с соответствующими службами Палестинской автономии.
Главный редактор журнала " Транспортная безопасность и технологии" Сергей Груздь:
Ранее требование безопасности на метро и железной дороге были утверждены приказом Минтранса. Теперь требования получили новый правовой статус, утверждены на уровне правительства. Кроме того, они разделены на требования по безопасности для метрополитенов и железнодорожников, а до этого они были едины. Но у каждого из этих видов транспорта своя специфика и от этого зависит уровень оснащения и построение всей системы безопасности. То, что требования утверждены постановлением, дает надежду, что финансирование обеспечения безопасности будет идти с поддержкой госбюджета, а не только из кармана транспортных предприятий. Ведь даже проведение категорирования (оценка уровня уязвимости) стоит денег. В требованиях есть еще важный пункт о сотрудниках транспортной безопасности, которые должны, в том числе, вести досмотр пассажиров. Сейчас у сотрудников охраны метрополитена меньше полномочий. И требования к их подготовке тоже ниже. Возможно повышения уровня подготовки и оснащение станций, поездов современными системами наблюдения и другие меры безопасности, позволят не только устранить угрозу безопасности терактов, но и сделают невозможным попадание в тоннели зацеперов, диггеров.
Дежурный по станции Шмелева Нина Сергеевна, которая оказывала первую помощь пассажирам:
Работала я с 8 утра до 20 часов. Полдня прошло, случилось это в 14.30. Первые сообщения на станции "Сенная" - хлопок был и задымление. Так как у нас перегон маленький, мы обязаны осматривать и свою станцию тоже. Дежурная отправила меня осмотреть третий путь, который идет в сторону "Сенной", но потом перезвонила, что нужно срочно бежать на технологический-1. И уже в это время дежурная по станции вызывала скорую помощь. Действовала, как и положено, по инструкции. Надо было всех пассажиров попросить покинуть станцию и дежурный перекрыл переход с технологической-2 на технологическую-1. При этом паники при эвакуации со станции не было. Как-то все было дружно, работники и пассажиры не растерялись, действовали слаженно. Скорая приехала быстро и аварийная служба быстро приехала. Она находится у нас на "Технологическом институте". И до приезда скорой перевязывали раны. Каждый год проходим курсы оказания первой помощи. Бывали случаи, что надо оказывать в метро первую помощь. Самое страшное было - это количество людей пострадавших. Но не растерялась, держала себя. На работу выхожу как обычно, только в поезд чуть-чуть боюсь заходить, а так все нормально.
Инспектор по станциям службы контроля на метрополитене Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" Сибирских Альберт Владимирович, который обнаружил взрывное устройство на станции "Площадь Восстания":
- Все было нормально, ничего не предвещало беды. Я работал на обходе станции, обнаружил предмет. Часто пассажиры забывают, оставляют пакеты, сумки, тележки. И всегда работаем совместно с полицейскими. Портфель, в котором была взрывчатка, на переходе оставили, а там обычно много людей (100-200 человек). Обнаружили его, вызвали сотрудников полиции и, дожидаясь помощи, оцепили это место. Уже дежурная по станции вместе с полицией принимали дальше решение. Попросили пассажиров уйти и закрыли станцию. Пассажиры обращаются и сами говорят о бесхозных пакетах. Скорблю со всеми о погибших.
Машинист 1 класса электродепо "Выборгское" Каверин Александр Леонтьевич, который вел вагон из тоннеля:
- Хотелось верить, что это не трагедия. Поняли на станции, когда стали осматривать состав, слушать пассажиров. Был хлопок. Сообщили об этом диспетчеру. Состав продолжал движение, станцию уже было видно. И была мысль, чтобы скорости хватило, чтобы состав въехал на станцию. Хотя была вероятность, что он мог сойти с рельс. Сразу же по прибытию были открыты двери в составе. Только в вагоне, где произошел взрыв, двери вздуло (искорежило взрывом). Хочу поблагодарить пассажиров: когда двери открылись, они кинулись к вагону, где произошел взрыв, двери раздирали, открывали. И прибывшие туда дежурные по станции. Они не бросили, не убежали, а начали оказывать помощь.