Шедшая следом женщина буквально вытолкнула ее из-под колес поезда, а сама увернуться от железной махины уже не успела. Так погибла врач-гинеколог Нана Адамадзе. Ей было 69 лет. В Россию всей семьей они приехали в начале 90-х, бежав от войны в Абхазии. Последние 15 лет работала в Мытищинском медицинском центре, ее очень любили пациентки, многие из которых благодаря ей стали мамами.
Увы, такие трагедии - не редкость на Московской железной дороге. С начала этого года под колесами поездов погибли уже 150 человек, за прошлый год - 688, а пострадали 1062. Все они смело шли через пути, не оглядываясь по сторонам, перелезали через заборы и платформы, закрывали уши наушниками и глаза капюшонами и просто торопились на электричку или, наоборот, спешили выйти из нее.
"Самая частая причина - 85 процентов несчастных случаев - это хождение пешеходов по путям в неположенном месте, - говорит начальник службы корпоративных коммуникаций МЖД Владимир Мягков. - На втором месте стоит переход железной дороги по настилу перед приближающимся поездом, когда люди игнорируют сигналы и знаки безопасности. На третьем месте - спрыгивание с платформы или попытка забраться на нее".
К сожалению, многие не задумываются о том, что железнодорожный состав - это даже не машина. Даже если он только тронулся, мгновенно остановить его невозможно. Тормозной путь у этой тяжелой махины составляет в зависимости от ее веса и скорости от 400 метров до километра! Как бы машинисты экстренно ни тормозили, против законов физики не пойдешь - состав по инерции все равно движется вперед. Казалось бы, ну кто сегодня не знает об этом?
Но ведь ЧП на железнодорожных путях продолжаются. Что стоит за ними?
"Рельсовая травма - у нас большая редкость, - рассказывает Дмитрий Хряпин, врач травматолог-ортопед в столичной ГКБ им. Вересаева. - Человека, попавшего под электричку, редко довозят до стационара живым. Как правило, это пострадавшие с оторванными или отрезанными нижними конечностями в тяжелом шоке. А если электричка сбила человека на скорости, то от удара этой неимоверной силы он получает множественные переломы и внутренние разрывы. Как при падении с огромной высоты".
Чаще всего на "скорой" к Дмитрию доставляют "зайцев", пытавшихся перелезть через заборы и прыгавших с платформ, с переломами пяток, лодыжек и другими. Однажды спасатели даже привезли на операцию мужчину с частью забора, проткнувшего ему кожу бедра...
"Нередко причиной ЧП становится и невнимательность при входе или выходе из вагона, - продолжал доктор. - Оступился, зацепился, нога провалилась между вагоном и платформой, толкнули... Серьезные травмы наносят и смыкающиеся створки дверей, у них максимальная энергия как раз при закрытии. Удар приходится на плечо. А ноги зажимает в области стопы или лодыжек. Хорошо, если это случилось, когда пассажир входит в вагон. Хуже при выходе, когда пассажир уже шагнул на платформу, а нога в области стопы осталась зажатой. Электричка же уже поехала - машинист может и не получить сигнала, что дверь закрыта не полностью". Недавно в больнице Вересаева как раз спасали ногу такому замешкавшемуся пассажиру.
Во избежание трагедий МЖД строит подземные и наземные пешеходные переходы со "змейкой" и светофорами - только за прошлый год их построено 17. Учат подростков и детей в школах, проводят "уроки безопасности", где рассказывают, почему нельзя переходить через пути в капюшонах и наушниках, отвлекаясь на гаджеты. На 49 станциях, где чаще всего происходят ЧП, Центральная пригородная пассажирская компания повесила устрашающие плакаты, напоминающие о том, сколько в этом году здесь погибло человек. Цифры эти с каждой новой жертвой обновляются.
"РГ" собрала советы железнодорожников и врачей, как вести себя на железной дороге и что не стоит никогда делать. Надеемся, они помогут нашим читателям приезжать на свою станцию всегда здоровыми и невредимыми.
Кстати
Центральная пригородная пассажирская компания с начала апреля расширила действие абонемента "Большая Москва".
Его владельцы за 1430 рублей в месяц могут без ограничений кататься на электричках в радиусе 25 км от головных вокзалов. А вот если вдруг надо проехать дальше, то раньше приходилось выходить на "пограничной станции" и покупать еще один билет. Как рассказали "РГ" в пресс-службе ЦППК, теперь к абонементу можно купить транзитный билет "туда" или "туда и обратно", это можно сделать в кассах на станции отправления в зоне действия "Большой Москвы".