Россия занимает первое место в Европе и восьмое место в мире по числу заключенных, более половины из них могут вновь совершить преступление. Такие данные привел в ходе слушаний на тему "Уголовная политика - дорожная карта (2017-2025 годы)", которые прошли сегодня в Совете Федерации, завкафедры уголовного права и криминалистики НИУ ВШЭ Геннадий Есаков.
Он представил доклад о состоянии уголовного права в России, подготовленный экспертами Центра стратегических разработок, который возглавляет Алексей Кудрин. Авторы документа пришли к выводу, что уголовное законотворчество сегодня хаотично, правоприменение не понятно всем сторонам процесса. В итоге и граждане, и силовики недовольны состоянием уголовной системы.
О ее неблагополучии, считает Есаков, свидетельствуют и статистические данные. "Назначение наказания в виде реального заключения у нас занимает чуть менее трети, а если суммировать с условным лишением свободы - 60%", - констатировал он. В результате уровень заключенных на 100 тысяч населения в России - первый в Европе, восьмой в мире и в три раза больше, чем в дореволюционной России. "Сказать, что современное российское общество более дикое, чем общество дореволюционной России, я не могу", - подчеркнул эксперт.
При этом он оговорился, что данных по заключенным в царской России оценочные, потому что "тогдашняя система уголовных наказаний была достаточно сложной, можно приблизительно спроецировать" ее на современную ситуацию.
Ситуацию усугубляют и сроки назначаемых наказаний, отметил Есаков. Свыше 60% осужденных находятся в так называемой зоне криминологического невозврата, т.е. они осуждены к лишению свободы на срок более 5 лет, в итоге возможности ресоциализации резко сужены. "Это практически со стопроцентной вероятностью гарантирует нам рецидив преступлений", - уверен эксперт.
Он уточнил, что основную массу осужденных дают три блока преступлений - насильственные, наркотические и преступления против собственности. Эксперты ЦСР считают, что в отношении тех, кто оступился впервые и не применял насилия, наказание должно быть смягчено. "Идея экономии уголовной репрессии должна быть в основе новой пенализации (системы наказаний - прим. "РГ")", - считают они.