06.04.2017 00:10
    Поделиться

    Бейсджампер рассказал о том, что не стоит повторять без подготовки

    Считается, что экстремальный спорт возник в 70-х годах прошлого века как реакция на резкое повышение безопасности жизни. Людям стало не хватать риска в повседневности, и они стали осознанно создавать опасные ситуации сами. Эта жажда не утолена человечеством до сих пор.

    Интернет наводнен вызывающими роликами, в которых молодые люди на разные лады заигрывают с жизнью и смертью. Например, забираются на вершины высоток и без страховки балансируют над пропастью.

    В основе этих трюков - легкомысленное пренебрежение опасностью. Смелые и умные люди уважают высоту и серьезно готовятся к каждой встрече с ней.

    Впрочем, для тех, кто наблюдает с земли, разница не настолько очевидна: в их глазах слово "экстремал" по-прежнему является синонимом ненормальности. А вопрос "зачем?" давно стал риторическим. "РГ" попыталась найти на него ответ, поговорив с самым известным российским экстремальщиком, бейсджампером Валерием Розовым.

    Есть стереотип, что экстрим - для молодых. А вам уже 52 года...

    Валерий Розов: Понятие экстрима появилось не так давно, с 70-х годов прошлого века. И многие из тех, кто пришел в экстремальный спорт тогда, продолжают этим заниматься. Я тоже начинал молодым пареньком, а теперь вот дядька (смеется). И нас таких много.

    Как часто вас спрашивают, зачем вы этим всем занимаетесь, и что вы на это отвечаете?

    Валерий Розов: Постоянно спрашивают. Вот и вы не удержались. Во-первых, для меня это своего рода работа. Осознанная, любимая, в которой я себя чувствую профессионалом. Во-вторых, это дело, которое меня мотивирует. Такими вещами нельзя заниматься ради денег. Мне это интересно, я нахожу в этом какую-то радость, самореализацию. Как только это ощущение пропадет, закончу прыгать.

    Считается, что бейсджампинг - самый опасный вид спорта...

    Валерий Розов: Если говорить о статистике несчастных случаев и вероятности риска, то бейсджампинг, безусловно, самый экстремальный. Я прыгаю со скалы, и после того как я отделился, мне никто ничем не сможет помочь. Чтобы сохранить жизнь, я должен сделать какие-то четкие правильные действия. К примеру, лыжник, даже если попадет в лавину во время спуска по склону, все равно сохранит шансы на выживание. У бейсера шансов нет. Другое дело, что люди, которые этим занимаются, не считают, что они делают что-то экстремальное.

    В чем ключевая особенность бейсджампинга?

    Валерий Розов: Техника прыжка с неподвижного объекта имеет некоторые особенности. Кроме того, в бейсе другое оборудование. Допустим, в парашютном спорте у тебя есть основной и запасной парашюты и еще страхующий прибор, а в бейсджампинге - всего один парашют безо всяких страхующих приборов.

    Легко к этому привыкнуть?

    Валерий Розов: Ну, я же опытный спортсмен, понимаю, как это все работает. В бейсджампинге совершенно другая идеология укладки парашюта и другая идеология ранца. По сути, из системы исключено все, что может дать отказ. Парашют один, но он настолько упрощен, что если ты делаешь все правильно, а это не так сложно для профессионального спортсмена, то отказа быть не должно.

    За свою карьеру откуда вы только не прыгали. Как вы выбираете точки, с которых прыгаете, просчитываете рельеф?

    Валерий Розов: Поскольку я по первому, так сказать, образованию альпинист и много ездил по миру, я очень хорошо представляю себе горы. Где, какие значимые объекты. И у меня в голове рождается ассоциация: если я первый прыгаю с данной горы, то я как бы заново ее покоряю.

    Что за костюм, в котором вы совершаете свои прыжки?

    Валерий Розов: Он называется вингсьютом, что буквально переводится как "костюм-крыло". На самом деле это такое же крыло, как у парашюта или параплана, с верхней и нижней оболочками, с воздухозаборниками. А мое тело как бы вшито в него. Перекашивая тело, я меняю геометрию своего крыла. Но чтобы начать лететь, как и обычному крылу, ему нужно время, чтобы наполниться воздухом. Это происходит в тот момент, когда я прыгаю со скалы и какое-то количество метров просто вертикально лечу вниз.

    Справка "РГ"

    Бейсджампинг (base-jumping) считается самым экстремальным видом спорта на данный момент. B.A.S.E. - акроним от английских слов building (здание), antenna (антенна), span (пролет моста), earth (земля). Это перечень основных объектов, с которых выполняются прыжки. Главное условие - неподвижность объекта. Акроним был придуман бейсджампером и видеооператором Карлом Бенишем, который 8 августа 1978 года заснял прыжки своих друзей. Эта дата считается днем рождения бейсджампинга. В 1984 году Бениш погиб в Норвегии при выполнении очередного прыжка.

    Статистика

    10 самых опасных видов спорта

    Бейсджампинг - 312 смертей (с 1981 года)

    Уличные сани - 25 смертей (с 1975 года)

    Мотоспорт - 240 смертей (за последние 100 лет)

    Велоспорт - 108 смертей (с 1894 года)

    Подводное плавание с аквалангом - 17 смертей ежегодно

    Рестлинг - 13 смертей (с 1980 года)

    Родео - 2 смерти ежегодно

    Американский футбол - 15 смертей (с 1991 года)

    Регби - 12 смертей (с 2013 года)

    Хели-ски (вертолетное катание на лыжах) - 32 смерти ежегодно

    Досье "РГ"

    Валерий Розов - мастер спорта по альпинизму, заслуженный мастер спорта по парашютному спорту, легенда скайдайвинга и бейсджампинга. Дважды чемпион мира по парашютному спорту (1999, 2003), победитель чемпионата Европы и победитель Кубка мира (2002), чемпион X-games по cкайсерфингу (1998), чемпион России по альпинизму (2002 и 2004).

    В 2009 году впервые прыгнул с парашютом в воронку действующего вулкана. В 2016 году побил свой же рекорд самого высокого бейспрыжка: 5 октября Розов прыгнул с шестой по высоте горы мира Чо-Ойю в Гималаях (7700 метров). При этом спортсмен провел в свободном падении 90 секунд. Приземлился на высоте 6000 метров над уровнем моря. Общий вертикальный перепад прыжка составил 1700 метров, а горизонтальный пролет - 3500 метров.

    Поделиться