06.04.2017 00:20
    Поделиться

    Какую опасность несет в себе новое увлечение детей - "челенджи"

    Детский сегмент Рунета захватывает новое увлечение - "челленджи". Так называются задания, написанные в специальных блокнотах - смэшбуках. Подростки выкладывают в Интернете целые видеоотчеты о том, как они преодолевают каждый квест. Книжечки обещают, что после выполнения всех заданий участники игры станут смелее, умнее, свободнее. Правда, чтобы достичь всего этого, нужно сфотографироваться без одежды, посетить ночью кладбище и повыклянчивать милостыню.

    Об этой странной игре "РГ" стало известно от нашей читательницы петербурженки Натальи Коминой. В книжном магазине на проспекте Большевиков она купила сыну блокнот, который так и назывался Challenge.

    Наталья говорит, что и раньше покупала детям блокнотики с заданиями. Они были весьма безобидными, например, раскрасить кошку или нарисовать щенка по точкам. Но здесь задания были другими. Например, "челлендж" N 69 подразумевал, что участник должен направиться ночью на кладбище и сфотографировать самую старую могилу. В качестве доказательства выполнения квеста на блокнот следовало наклеить снимок. А после прочтения задания N 19 Наталья обратилась в редакцию "РГ", ведь суть "челленджа" N 19 заключалась в том, чтобы сфотографироваться без одежды и распечатать снимки в фотосалоне. Предполагалось, что выполнение этого задания будет способствовать формированию чувства юмора и раскрепощенности.

    Если что, фотографии лиц до 18 лет без одежды могут квалифицироваться как детская порнография. Следственный комитет каждый день возбуждает дела по фактам изготовления и распространения фотографий и видеороликов с обнаженными детьми.

    "Челленджи" выполняют по всей стране. В официальной группе игры в социальной сети "ВКонтакте" насчитывается порядка 2200 человек. 1200 аккаунтов принадлежит несовершеннолетним. Из них 518 подростков отпраздновали 16-летие. А 700 человек, которые взялись выполнять "челленджи" - это дети до 16 лет! Это только те ребята, которые пишут в соцсетях, что начали проходить испытания. А сколько тех, кто выполняет и не публикует отчеты!

    На видеохостингах размещены десятки роликов от юных блогеров, где они шаг за шагом рассказывают о прохождении "челленджей".

    Речь идет именно о детях, учениках средней школы. "Я уже прочитал все 70 заданий и их надо выполнить", - на кадрах мальчик лет 12 с готовностью рассказывает о блокноте. Он говорит, что собирается снять целую серию роликов. По одному на каждое задание. Мальчик пытается подходить к незнакомым взрослым людям с предложением сделать совместное селфи. Прохожие на всякий случай отказываются. Другая начинающая видеоблогер, девочка лет тринадцати, на одном ролике занимает у друзей две тысячи рублей на игры, а потом бегает по улице с ананасом на поводке. Это тоже такие задания.

    Найти тот самый блокнот мне удалось без проблем. Серия Challehge свободно продается в крупнейшей книжной сети Петербурга ("Буквоед"). Тираж - 4 тысячи экземпляров. Это переиздание. Еще 18 тысяч экземпляров были отпечатаны в прошлом году. Тираж серьезный, для сравнения: книги современных писателей печатают тиражом в две-три тысячи экземпляров, начинающие авторы довольствуются тысячей копий.

    С вопросом, как так получилось, что странные блокноты оказались среди откровенно детских изданий, "РГ" обратилась к руководству книжной сети. Ольга Рогозина, руководитель отдела по связям с общественностью "Буквоеда", призналась, что о советах подросткам сниматься без одежды слышит впервые.

    - У нас есть закупочная комиссия. Она отсматривает книги, которые должны появиться на полках. Но в первую очередь мы, конечно, ориентируемся на возрастную маркировку, а ее проставляет издательство, - сообщила Рогозина.

    Могло ли издательство поставить неверную маркировку? "РГ" направила запрос в издательство "Эксмо", которое выпустило данную серию. Но оперативного ответа на момент публикации получено не было.

    Автор блокнота - выпускница факультета журналистики и социологии Оксана Мехмановна Усольцева. Корреспондент "РГ" без труда нашла ее в социальных сетях. Но вопросы, как появилась маркировка "16+" на странных блокнотах и знает ли автор, что в ее "челленджи" играют дети, госпожа Усольцева на момент сдачи номера в типографию так и не ответила.

    Как удалось выяснить "РГ", Оксана Усольцева работает в издательстве и занимается выпуском блокнотиков в разных стилях, на обложках то готические девы, то умильные котики.

    В самом блокноте Challenge честно написано, что автор - не дипломированный психолог, а человек, увлекающийся психологией. Но сам факт, что составитель не является специалистом, совершенно не мешает публиковать руководства к действию и заявлять, что выполнение заданий позволит участникам стать "лучшей версией себя".

    Могут ли советы от псевдопсихологов навредить детям?

    - Конечно, могут. Такие задания, как фотографирование без одежды, могут в будущем привести к отклонениям в сексуальном поведении. Другие "челленджи" тоже выглядят сомнительно. В психологии есть такое понятие, как возрастные кризисы, периоды, когда ребенок, подросток пытается выйти за те или иные границы. Выход должен быть постепенным, сообразно возрасту. Вначале можно гулять одному во дворе, ходить в магазин, свободно распоряжаться деньгами и так далее. С каждым годом эти границы должны все более расширяться и тогда вхождение во взрослый мир будет гармоничным. Суть же заданий в том, чтобы сломать все эти границы разом. Подросток, выполнивший эти условия, может просто "улететь" и получить сильнейший стресс, не говоря уже о том, что во многих заданиях он просто подвергает себя опасности, - говорит вице-президент психотерапевтической лиги Инга Румянцева.

    Но одно дело, когда советам следуют взрослые, совсем другая история, когда квесты берутся выполнять дети, а они, кто бы что ни говорил, привыкли слушать советы и выполнять задания. Ими командуют в школе, их направляют родители, они выполняют задания в учебниках и рабочих тетрадях. Может быть, поэтому блокноты, которые учат, как жить, и стали настолько популярны в детской среде.

    Тем опаснее советы от дилетантов.

    Сами же дети не видят в блокноте ничего такого. Они рапортуют о новых выполненных заданиях, передают "челленджи" своим друзьям, чтобы те тоже включились в игру и стали "смелее, умнее, свободнее".

    Вера Черенева, Санкт-Петербург

    Жвачка

    Свежая мята последнего дня

    В продуктовых магазинах по всей стране появилась жевательная резинка с призывами к опасным действиям. Принцип тот же - на фантиках печатаются задания "челленджи", результаты которых авторы игры рекомендуют выкладывать в сеть. Многие "челленджи" безобидные, например, нужно сказать слово "гусь" с втянутыми щеками или узнать друга по запаху. Но встречаются и такие как подумать о последнем дне жизни или сделать селфи на самой высокой точке города.

    Во многих регионах после обращения родителей к властями и проверок Роспотребнадзора эти опасные жвачки убрали из продажи. В Петербурге найти такую резинку удалось без особых проблем. Она продавалась в магазинчике на Невском, стоила 65 рублей. Продавец рассказал, что серия жвачки "5" под названием "Правда или действие" в продаже уже заканчивается. Но спрос, как он отмечает, несмотря на цену оказался довольно высок.

    Поделиться