К сожалению, обеление рынка шуб не привело к соразмерному увеличению налоговых поступлений, констатировал глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Продавцы начали дробить бизнес. Технология простая: ставятся "белые" компании, чтобы в случае импорта растаможить товар. В случае производства - через два посредника, а на конце - плательщик единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Его платят небольшие магазинчики, и он не зависит от фактического дохода. Именно в них и стала аккумулироваться основная прибыль. А таких магазинов может быть пять-шесть рядом. "Реализовали 300 шуб - и ушли. Налогов нет", - говорит Мишустин.
Михаил Мишустин, выступая на заседании госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, сообщил, что система маркировки изделий из меха показала интересный результат: если за весь 2015 год продали шуб на 8 миллиардов рублей, то за 5 месяцев работы системы с маркировкой - на 45 миллиардов рублей.
Но, озадачил Госкомиссию Мишустин, распространение системы маркировки и на другие группы товаров требует новых подходов к учетным, статистическим данным, возможно, созданию специального методического центра. Также, по мнению Мишустина, надо менять налоговый режим, к примеру, продавать маркированные вещи только при переходе с единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на упрощенную систему налогообложения (УСН).
Также, по мнению опрошенных "РГ" экспертов, определять необходимость введения обязательной маркировки необходимо на основе белой и серой статистики, и прежде всего в отношении товаров, оборот которых велик. Следовательно, велико количество фальсификата.
Президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов, считает, что в дополнение к маркировке необходимо формировать отраслевые реестры легальных производителей и поставщиков товаров. В меховой отрасли такой реестр будет создан уже в этом году, к сезону продаж, заверил Столбов. Он также сообщил, что ФНС планирует проверять участников мехового рынка по принципу светофора. И для этого разделило их на три сектора - зеленый (добросовестные), желтый (в зоне риска), красный (нарушители).
Наказание ощутимое - конфискация немаркированных шуб и их уничтожение.
Что касается перехода на "упрощенку", то, по словам Сергея Литвиненко, адвоката бюро "Деловой фарватер", это действительно исправит фискальную ситуацию - каждая проданная шуба будет влиять на величину дохода и увеличивать сумму налога к уплате. Однако при этом вырастет административная нагрузка на бизнес.
"Магазинов, торгующих одними только шубами, не много. Их продают вместе с куртками, пальто из ткани или кожи. И если торговцев обяжут применять УСН при продаже маркированной одежды, то им придется либо искать отдельные торговые точки, либо отдельно считать доходы, что неудобно с точки зрения времени и технических затрат", - говорит Сергей Литвиненко.
По его словам, максимальные доходы в бюджет государство получает в основном от налога на прибыль, на добавленную стоимость (НДС), от страховых взносов, налога на имущество. "Есть ли смысл увеличивать налоговое и административное бремя на малые торговые компании?" - задается он вопросом.
Нина Козлова, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза", добавляет, если говорить о суммах дополнительных поступлений при 100-процентном переходе компаний на упрощенный налоговый режим (УСН), то с проданных за 5 месяцев эксплуатации системы маркировки меховых товаров на 45 миллиардов рублей налоговики могли бы собрать 2,7 миллиарда рублей налогов. В случае если позиция главного налоговика страны будет услышана, потребуются изменения в Налоговый кодекс, комплекс мер для перехода предпринимателям с одной системы налогообложения на другую, уточняет эксперт.
Какие же товары будут чипировать? "Они из серой зоны импорта, доля которых на нашем рынке превышает 50 процентов", - говорит министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Предварительный список уже есть. Рассчитали и выгоду. Например, выручка для легальных поставщиков верхней одежды - курток и пальто - вырастет на 82-120 процентов, постельного белья - на 68.
С учетом таможенных пошлин, затрат на маркировку бизнес за пять лет получит дополнительно 1 203 миллиарда рублей, а доходы бюджета пополнят 244 миллиарда рублей. На конечные цены маркировка не повлияет, уточнил Мантуров.
В среднем цена контрольного знака - не более 22 рублей за штуку. Если правительство одобрит перечень, то маркировку могут ввести уже в этом году, не исключил Мантуров.