06.04.2017 00:12
    Поделиться

    Первые конфетные фантики были посвящены отмене крепостного права

    Киндер-сюрприз придумали в России на фабрике крупнейшего шоколадного короля Алексея Абрикосова (сегодня это фабрика "Бабаевская"), но находку не запатентовали и теперь мы едим шоколадные яйца преимущественно импортного производства. Фантик, в который обернут киндер, не идет ни в какое сравнение с этикетками конфет, которые выпускались в России в прошлые века. Тогда этикетка превратилась в искусство.

    Век конфетных фантиков короток. Свою жизнь они заканчивают в мусорном ведре. Только не те, которые представили на выставке "Кондитерский пиар или история XX века в фантиках" в музее-усадьбе "Измайлово". Шоколадная обертка появилась сравнительно недавно - в середине XIX века. В прошлом и позапрошлом веках она была орудием пиара, рекламы, пропаганды, да и просто средством массовой информации. А сегодня это учебник, по которому интересно изучать историю.

    Толстой и Гоголь на развес

    Самые первые конфетные обертки были посвящены отмене крепостного права. Так появились конфеты "Воля" и "Реформа". В истории были конфеты с изображением Толстого, Гоголя, Наполеона, Маркса и Ленина, думских деятелей, царей. Так и приходили сладкоежки прошлого века в магазин и просили: "Мне полкило Маркса". Конфеты съедали, а обертки выбрасывали. Выбросить Ильича или царя было не зазорно. А теперь историки гадают, как вообще вся эта красота сохранилась, ведь до 2000-х годов фантики толком не изучали и не коллекционировали.

    Барышни Козьмы Крючкова

    На шоколадных обертках появлялись и народные герои. Не успела на прилавках появиться конфета с изображением Козьмы Крючкова, героя Первой мировой войны, как к нему, раненому и лежащему в госпитале, начали выстраиваться очереди из хорошеньких питерских барышень, чтобы взять автограф или сделать снимок на память. Крючков в бою получил 16 штыковых ранений, попал в окружение, но сумел положить всех врагов и выйти победителем. О нем слагали легенды, да такие, что в какой-то момент начало казаться, что такого человека и вовсе не существовало. Но история утверждает обратное: такой герой был и погиб он в Гражданскую.

    Коробочка-взятка

    Коррупция родилась прежде конфет, но с их появлением обрела изящную форму. Вместительная деревянная коробка с резьбой изготавливалась в Сергиевом Посаде вручную. Помимо конфет в нее подкладывали пару тысяч рублей и свою визитку. Более скромные или менее состоятельные просители оставляли вместо денег открытку с видами Москвы или Санкт-Петербурга (картинку мог создать известный художник-Иван Билибин, Константин Сомов, Виктор Васнецов), предварительно написав на обороте суть своего прошения. Эти коробки создавались в промышленных масштабах. Говорят, что ими не раз пользовался и сам Абрикосов.

    В хозяйстве пригодится

    Коробок - металлических, деревянных, картонных - сохранилось гораздо больше, чем этикеток. У них было утилитарное предназначение. Когда карамель была съедена, в коробку клали принадлежности для шитья. А были и специальные коробки для карт. Но сначала там тоже были конфеты. Внутри коробка делилась на три части - для 52 карт, а на крышке давалось описание правил игры в "Винт". Чтобы нескучно было пить чай, в коробки клали настольные игры, рецепты, схемы для вышиваний.

    Вкус детства

    Конфетные этикетки просто созданы для того, чтобы разоблачать мифы. Самое любимое наше печенье "Юбилейное", как нам кажется, было создано к юбилею вождя или революции, но это миф. История этого печенья началась в 1913 году, выпустили его к 300-летию Дома Романовых фабрикой "А.Сиу и Ко", которая до наших дней не дожила. Кондитер Адольф Сиу впервые добавил в печенье кукурузную муку, что было революционным прорывом по тем временам, назвал его бисквитом и запаковал в огромные красные коробки. Печенье преподнесли правящей династии. Говорят, оно так понравилось "наверху", что фабрика получила звание поставщика Двора его Императорского Величества. Через четыре года большевики присвоят себе фабрику, рецепт и название. Печенье сохранилось на прилавках и столах и в наши дни, только вкус его двадцать лет назад был безнадежно утрачен.

    Соха и трактор

    В 1920 - 1930-е годы кондитерская упаковка - самое многотиражное средство коммуникации. Конфетная пропаганда становилась более агрессивной. Не гнушались созданием этикеток Владимир Маяковский и Александр Родченко. Так появилась карамель "Наша индустрия" с призывами: "Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору. Не перевернуть земли сухой доисторической сохой". "Пароход хорош идет к берегу. Покорит наша рожь всю Америку".

    Кстати

    Что почем?

    Цена конфетной этикетки у коллекционеров доходит до 2000 рублей. Многое зависит от того, у кого этот фантик был в коллекции - вдруг с ним связана какая-то красивая легенда. Старинный рекламный вкладыш в конфетную коробку рижской фабрики L.Grunwald начала прошлого века будет стоить 2000 рублей. Коробки стоят заметно дороже. Например, коробка конфетная "Сливочный ирис" ленинградской фабрики им. Микояна 1949 года продается на интернет-аукционах за 4900 рублей.

    Поделиться