Напомним, что 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный" потерпел крушение самолет, на борту которого находилась польская правительственная делегация, следовавшая в Катынь на траурные мероприятия, посвященные годовщине катыньской трагедии. Погибли все 96 человек, среди которых был президент Лех Качиньский и его жена Мария. Межгосударственный авиационный комитет провел техническое расследование, в ходе которого непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Одновременно польская правительственная комиссия под руководством тогда еще министра внутренних дел Ежи Миллера провела свое расследование, по итогам которого подал в отставку министр обороны Польши Богдан Клих. Но в тогда еще оппозиционной партии "Право и справедливость" во главе с братом-близнецом погибшего президента Ярославом Качиньским быстро поняли, что в определенной части польского общества есть тяга к теориям заговора, и, если завладеть умами этих людей, можно увеличить свой электорат. А если еще и убедить поляков, что катастрофа стала следствием заговора бывшего тогда премьер-министром Дональда Туска и "русских", то есть шанс взять реванш у извечного политического соперника - правящей "Гражданской платформы", которая девять раз выиграла у "ПиС" на выборах разного уровня - от президентских до местных. Спустя год после катастрофы польское общество было разделено как никогда в своей современной истории. Противостояние "ПиС", сплотившей вокруг себя уверовавших в заговор, и "Платформы", к которой примыкали сторонники расследования Миллера, местные СМИ называют "польско-польской войной".
Все версии причин авиакатастрофы польского президентского самолета под Смоленском, появившиеся у политиков "ПиС" за последние семь лет, перечислить невозможно. Люди, которые сегодня являются членами польского правительства, еще совсем недавно совершенно серьезно рассказывали журналистам такие вещи, которые в нормальном обществе могут вызвать только смех, а то и жест пальцем у виска. На протяжении лет сменяли друг друга теории про "искусственный туман в Смоленске", "следы тротила на креслах самолета", "лазерные лучи", "гель, ускоряющий падение". Береза, за которую задел крылом Ту-154, по одним рассказам, существовала, но была короче, по другим, была спилена накануне, по третьим не существовала вовсе. Да и пассажиры рокового рейса, по сведениям одних баснописцев, были отравлены еще до падения, по сведениям других - убиты еще перед вылетом. Непонятно, правда, как этот самолет призраков дотянул до Смоленска. В качестве подтверждения своих теорий псевдо-ученые, которых политики правящей ныне партии "Право и справедливость" привлекали в качестве экспертов, проводили опыты с сардельками в кипящей воде, жестяными банками от кока-колы и другими подручными материалами. Всего оппозиционный портал oko.press насчитал 24 теории заговора, и все они ведут к Дональду Туску.
Туск - не только политический соперник, но еще и личный враг Ярослава Качиньского, и тот мечтает увидеть его на скамье подсудимых. Как известно, был бы человек, а статья найдется, тем более сейчас, когда с ноября 2015 года партия Качиньского имеет всю власть в стране, а сам он пользуется неограниченным влиянием на президента, правительство и парламентское большинство. Неудивительно, что польские власти не жалеют ни средств, ни времени на "расследование причин катастрофы под Смоленском". Первое, что сделали политики "ПиС", придя к власти, закрыли доступ к отчету о расследовании правительственной комиссии Ежи Миллера. Год назад министр обороны Антоний Мачеревич объявил о создании новой комиссии, которая за год поглотила 355 тысяч евро из бюджета Польши, но никаких внятных итогов своей деятельности не представила. В течение минувшего года польские СМИ сообщали, что комиссия хочет купить и разбить аналогичный президентскому самолет, создать компьютерную программу, которая позволит смоделировать все процессы, происходившие с ТУ-154 при заходе на посадку, но ничего этого сделано не было.
Впрочем, в этом нет особой необходимости.Все эти теории, сказки и фантастические версии в Польше давно называют "смоленской религией" - потому что расследования проведенные МАК и комиссией Миллера позволяют с уверенностью утверждать, что катастрофа стала следствием целого ряда упущений в процедуре подготовки пилотов, организации перелетов первого лица и "человеческого фактора". Реальных доказательств заговора не существует, а, следовательно, в него можно только верить. "Пастором" этой религии можно смело назвать нынешнего министра обороны Антония Мачеревича, который много лет был главой парламентской комиссии по расследованию причин катастрофы. Это он взял на себя нелегкий труд с серьезным видом озвучивать самые невероятные версии, самые фантастические предположения и нелепые обвинения. И за это, как считают наблюдатели, получил после выборов высокий пост вице-премьера и главы оборонного ведомства. И хотя за семь лет не удалось наскрести ни одного мало-мальски подходящего доказательства страшного заговора Дональда Туска против президента Леха Качиньского, заявление в прокуратуру уже подано. В конце марта Антони Мачеревич направил в департамент по военным делам Национальной прокуратуры уведомление о подозрении в совершении преступления. По информации пресс-службы прокуратуры, оно касается так называемой "дипломатической измены", которая предполагает наказание - до 10 лет лишения свободы. Преступление мог совершить председатель совета министров в период с 10 апреля 2010 года до 20 сентября 2014 года, а в это время должность занимал Туск. Тем временем бывший подчиненный Мачеревича генерал Петр Пытель сообщил в эфире телеканала TVN24 что тот говорил ему: "Я знаю, что вы - умный человек и прекрасно понимаете, что "смоленский заговор" - это политический инструмент". "Было видно, что это всего лишь циничная игра", - резюмировал Пытель.
Туска уже вызывали в польскую прокуратуру, но он в Брюсселе, и дотянуться туда Ярославу Качиньскому непросто. Глава правящей партии не пожалел репутации своей страны среди партнеров по ЕС, ради того, чтобы закончить европейскую карьеру своего соперника. 9 марта на саммите ЕС премьер-министр Польши Беата Шидло была единственной из глав 28 государств Евросоюза, голосовавшей против переизбрания Туска на пост председателя Евросовета. Более того, она отказалась подписывать итоговый документ саммита, в надежде на то, что таким образом голосование не будет иметь законной силы. Но, несмотря на все усилия верной Беаты Шидло, главный ночной кошмар Качиньского стал реальностью: к президентским выборам 2020 года Дональд Туск будет готовиться на вершинах европейской политики, а не на скамье подсудимых. А "смоленская религия", судя по опросам, привлекает все меньше последователей. В текущем году количество "верующих в заговор" сократилось с 15,6 процента до 14,2 процента опрошенных.
Год назад, когда партия "Право и справедливость" наконец-то получила долгожданную власть, один из ее высокопоставленных политиков рассказал корреспонденту "РГ", что европейская концепция нового правительства будет радикально отличаться от концепции Дональда Туска. "Гражданская платформа" считала, что Польша в Евросоюзе должна быть последней среди первых - самой слабой страной в могущественном блоке северно-европейских стран во главе с Германией. Мы считаем, что Польша должна быть первой в своем регионе и сплотить вокруг себя все страны от Венгрии до Эстонии", - объяснял собеседник "РГ". Эта концепция будоражит польские умы с начала XX века. Ее автором был Юзеф Пилсудский, который мечтал о создании федерации государств восточной Европы между Адриатическим, Черным и Балтийским морем под условным названием "Междуморье". Во времена Пилсудского союз Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии и, возможно, Финляндии не состоялся, прежде всего, потому, что сами эти страны не горели большим желанием объединяться с Польшей для совместного противодействия доминированию в их регионе Германии и России. За прошедший год политики правящей нынче партии также успели убедиться, что соседи Польши не спешат объединяться под ее руководством. События 9 марта в Брюсселе показали, что Польша "Междуморья" - одна против всех. А Дональд Туск по-прежнему пользуется поддержкой блока северно-европейских стран во главе с Германией. И всем - от Чехии до Франции - очень не нравится, что их втягивают в "польско-польскую войну".