Пермский государственный институт культуры совместно с Союзом композиторов ежегодно проводит фестиваль современной музыки Sound 59. Одним из его "локомотивов" стал композитор Игорь Машуков. На фестивале встречаются молодые таланты, которые разучивают партитуры классиков, знакомятся с новыми произведениями и друг с другом. Четыре года назад мероприятие посетил московский композитор Виктор Екимовский, он и высказал мысль: "А почему бы в Перми не готовить композиторов?" Пермские коллеги подхватили инициативу и отправились к ректору.
- От вуза тогда требовалась только добрая воля. А Виктор Екимовский согласился стать куратором курса композиции. Но принципиальное согласие - только начало большого и сложного процесса, - пояснил Игорь Машуков.
Открыть новую специальность в учебном заведении - это не только найти аудиторию и подобрать профессорско-преподавательский состав. Административная работа съела целых четыре года.
Параллельно с этим в Пермском крае, в Чайковском, уже вовсю набирала обороты Академия композиторов. Именно туда приезжают сегодня давать мастер-классы именитые профессора из Европы, читают лекции музыканты из Москвы.
Отбор студентов и стажеров более чем строгий. Последний раз поступило свыше 170 заявок из 39 стран, отобрали всего 12 человек. Итогом каждого такого слета становится музыкальная программа, которую исполняют в концертных залах Чайковского, Перми и Москвы. Выездная академия работает под патронажем столичного композитора Дмитрия Курляндского, музыкального руководителя электротеатра "Станиславский".
А так как композиторская тусовка - это люди, "широко известные в узких кругах", новость о том, что в Перми что-то "зашевелилось", быстро разлетелась.
В итоге получилось не только талантливое, но и превосходное организаторское трио. Объединились, чтобы вместе взращивать в Перми будущих сочинителей музыки, Игорь Машуков, Виктор Екимовский и Дмитрий Курляндский. К ним присоединился и композитор Никита Широков.
- Наши преподаватели на самом деле не преподаватели вовсе, - объясняет Игорь Машуков. - Дмитрий Курляндский пока не дает уроков, но у него можно многому научиться. Он сам учился в таких же, как в Чайковском, академиях. Мы не пытаемся сделать филиал консерватории, мы создаем альтернативу для молодежи. Посудите
сами - ребята приезжают в далекий город, усердно работают, но их начинания фактически не имеют продолжения. Мы же решили продолжить для них дорогу.
Первый пробный набор на курс будущих композиторов состоится в сентябре нынешнего года. Количество учащихся пока не лимитировано - сколько заявок поступит, столько желающих, скорее всего, и возьмут.
Спустя пять лет студенты станут настоящими специалистами в области композиции.
- Вступительные экзамены - это двухдневное прослушивание. В первый день мы уделим внимание сочинениям абитуриентов, во второй предложим тему для вариации, на это будет отведено пять часов. Ведь мы должны понять, сколько в том, что продемонстрировал поступающий в первый день экзамена, дано ему педагогом, а сколько в нем своего, - объясняет Игорь Машуков.
На курс композиции могут поступить и вчерашние школьники, и те, в чьем багаже уже есть диплом. В этом будущих композиторов не ограничивают. Как и в инструменте. Желательно играть на фортепиано, но прослушают и тех, кто создает музыку с помощью компьютера.
- Моцарт мог, ради шутки, подыграть себе носом, так что мы тем более не ставим никаких пределов, - говорит Машуков.
Кураторы курса уже готовы к тому, что студенты смогут их удивить.
- Мы допускаем, что и эксперты ошибаются. Ференца Листа ведь не приняли в консерваторию! Но если человека не приняли, это не значит, что он бесталанный. Возможно, его музыку просто не поняли. Современные произведения очень и очень разные - это и академическая музыка, и этно, и рок. Именно поэтому на курсе мы собрали разноплановых преподавателей. Дмитрий Курляндский - специалист по авангарду, Никита Широков пишет для театра и кино, Екимовский тоже знаток авангарда, но другого рода. А я склонен к более традиционной музыке, хотя и с элементами авангарда, - говорит Игорь Машуков.
Студенты, прошедшие отбор, будут заниматься сочинением музыки, гармонией, полифонией, крупной формой и электронной музыкой. Учеба займет около 10 часов в неделю.
Выпускным заданием станет создание камерной и симфонической программ.
- У человека может быть отличная техника игры на инструменте, но без желания, без стремления сочинять у него ничего не выйдет. Чтобы стать композитором, должна быть потребность сочинять. Да, это может означать и то, что перед нами музыкальный графоман, но, согласитесь, при таком раскладе шансов найти звезду больше, - объясняет Машуков.
По словам музыканта, композиция - очень тяжелая специальность, ведь спрос на сочинительскую работу ничтожен, композитор - это не врач и не пожарный. Прямого и острого запроса общества на такой продукт нет, композиторам приходится самим доказывать, что их труд важен. Причем это именно труд, ведь ждать вдохновения подчас бесполезно.
- Мы будем обращать внимание не на выучку, а на перспективу. Это важнее. Ведь выучить можно кого угодно, но то, что они сделают, повторяя, будет неинтересно. В творчестве бессмысленно быть эпигоном, - добавил композитор.
Но огрехи будущих сочинителей музыки - это не ошибки в доказательстве теоремы.
К ним преподаватели относятся более чем лояльно.
- Писать, как мы говорим, "музыку с заблуждениями" - верный путь. Все композиторы всегда считают, что их ученики идут по неправильному пути и плохо, когда музыка нравится сразу и целиком, - поясняет Игорь Машуков. - Конечно, сначала студенты кому-то подражают. Но и Бах подражал, хотя впоследствии стал лучше оригинала. В музыке вообще 90 процентов общепринятого и только 10 - уникального. Почти невозможно что-то изобрести. Но придумать какой-то новый поворот - вполне по силам.
В качестве примера Игорь Машуков рассказывает о своем ученике Леониде Именных, который посвятил свое произведение спасению животных из затопленного зоопарка. Музыку сопровождал ряд странных пауз. Оказалось, паузы символизируют вмешательство Святого Духа, иначе животных, по мысли Леонида, не спасли бы. "Я бы этого не придумал и сначала посчитал такой ход ошибкой, но в итоге оказалось, что это не так", - говорит мастер.
Необходимость появления курса композиции не вызывает у кураторов никаких сомнений.
- Мы ждем новых имен, новых ярких исполнителей и сочинителей. Чтобы они приезжали в Пермь, оставались здесь. Именно композиторы подталкивают к дальнейшему росту коллег по цеху - других музыкантов, сокурсников, друзей с исполнительских специальностей, с актерского факультета, - говорит Игорь Машуков. - Это замечательно, что композиция открывается именно в Пермском институте культуры, где обучают и танцу, и вокалу, и актерскому мастерству. Композиторам будет полезно вариться в этой атмосфере, знакомиться. Они могут помочь создать музыку для спектакля, который ставят актеры, или подобрать сопровождение для танцовщиков. Это создает и укрепляет связи и может продемонстрировать нам настоящую синергию. Тогда спустя пять лет мы выпустим не курс актеров, композиторов и танцоров, а, например, настоящий ансамбль или театр, собранный из "наших".