В 1992 году, когда было объявлено о принятии Киргизии в постоянные члены ООН, о стране мало кто знал. Как сейчас республика позиционируется в этой организации?
Александр Аванесов: Прежде всего должен отметить, что Киргизия внесла немалый вклад в работу организации. Республикой был предложен ряд проектов, интересных резолюций по социальным проблемам, а также вопросам, связанным с культурным наследием. Все они были поддержаны членами ООН. Например, в 1995 году была озвучена инициатива о праздновании тысячелетия киргизского национального эпоса "Манас". Затем в 2002-м было очень интересное предложение о проведении Международного года гор. Одна из недавних инициатив - "О роли международного сообщества в предотвращении радиационной угрозы в Центральной Азии", принят также ряд резолюций по зоне региона, свободной от ядерного оружия. Сейчас представители Киргизии в ООН активно работают над продвижением идей устойчивого развития горных регионов. С другой стороны, сотрудничество с организацией много значит и для самой Киргизии. В частности, поступает социальная помощь от различных международных организаций, входящих в систему ООН. Таких в республике насчитывается 27. Мы помогаем бороться с бедностью, способствуем комплексному развитию страны.
Какие проекты ООН сейчас уже подходят к завершению и ожидать ли в 2017 году новых?
Александр Аванесов: Их довольно много. Например, в программе развития ООН (ПРООН) порядка 40 проектов, а вообще во всей системе их более 100. Финансовый объем операций наших агентств составляет около 50 миллионов долларов в год. За 10 лет это примерно полмиллиарда долларов. Назову лишь некоторые наиболее крупные программы, такие, как, например, Детский фонд ООН, Всемирная продовольственная программа.
Недавно был завершен проект "Комплексное развитие Нарынской области". Средства на его реализацию выделяло правительство России. Благодаря этой программе 25 тысяч человек, живущих в сельской местности, получили доступ к питьевой воде. Еще один проект, который тоже был профинансирован российской стороной, - работы по содействию местным сообществам и социальной реабилитации населенных пунктов, расположенных вблизи урановых хвостохранилищ. Работал он в пяти городах - Орловка, Ак-Тюз, Каджи-Сай, Маш-Куш, Боорду.
Подошла к завершению важная программа по фитосанитарии. Как вы знаете, вступление Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) потребовало от страны соблюдения новых правил ветеринарного и санитарного контроля. Киргизская сторона обратилась к нам с просьбой помочь в организации работы по идентификации крупного рогатого скота. Прежде всего, надо было подготовить владельцев животных, которые к такой инициативе относились весьма настороженно. Приходилось долго убеждать людей, что эти процедуры пойдут только на пользу. Кроме того, нужно было подготовить большое количество специалистов. И все же, несмотря на трудности, работа практически подходит к завершению, и я бы назвал ее итоги очень хорошими.
Хочу добавить, что проекты заканчиваются, но они же и продолжаются. Например, я уже упоминал, что завершается работа по комплексному развитию Нарынской области, но такая же программа начнет работать в Оше уже этим летом.
Как будет развиваться сотрудничество с Россией в 2017 году?
Александр Аванесов: Мы надеемся продолжить работу и организовать проекты комплексного развития территорий в Джалал-Абадской и Баткенской областях. Сейчас ведутся переговоры с российскими и киргизскими партнерами. В нашем портфеле проектов есть немало заявок, над продвижением которых мы продолжаем работать.
Российская государственная корпорация "Росатом" готова подключиться к социальным программам в Киргизии?
Александр Аванесов: Эта структура уже давно и активно работает в республике. Прежде всего над проектом, связанным непосредственно с рекультивацией урановых хвостохранилищ. Кроме того, "Росатом" поддерживает нашу работу по социально-экономической реабилитации регионов, которые находятся вблизи захоронений радиоактивных отходов.
Недавно в КР побывала большая группа экспертов, чтобы оценить работу проектов ПРООН. К какому выводу они пришли?
Александр Аванесов: Было проведено несколько независимых оценок, прежде всего работы самой Программы развития ООН в КР за последние пять лет. Отмечалось, что все наши проекты в первую очередь отвечали приоритетам Киргизии. Сделан существенный вклад в разработку стратегических направлений развития страны. В то же время поддерживалась работа по определению точек экономического роста того или иного региона, а также имеющегося потенциала. Здесь, кстати, нам активно помогали местные власти: уровень нашего сотрудничества с ними в последнее время заметно вырос. Местные сообщества, сельские управы и муниципалитеты стали вносить больше интересных предложений, которые мы по мере возможности стараемся поддержать. Например, в Сусамырской долине мы реализовывали проект по пастбищам. Там мы работали с очень опытными хозяйственниками, как я назвал бы их, "от земли". Они не заканчивали высшей экономической школы, но хорошо понимают суть проблемы и то, каким путем ее лучше решить. Кстати, эта программа потом была также успешно внедрена в Армении.
Добавлю, что у наших программ есть особенность. Перед началом работы мы обычно все тщательно анализируем, проводим многочисленные консультации. Все аспекты подробно обговариваем с национальными партнерами. Обязательно просчитываем ожидаемый инвестиционный результат, хоть и работаем с грантовыми средствами.
Случалось ли, что какую-то программу завершить не удавалось?
Александр Аванесов: И такое бывало. У нас был проект по микроГЭС. Нам пришлось принять нестандартные решения в связи с ранее проведенными неверными или неполными техническими оценками, в том числе и по определению достаточного водного баланса в 22 местах строительства микроГЭС.
При этом особо хочу отметить: мы делаем акцент на привлечении именно национальных экспертов, а не специалистов из-за рубежа.
Часто ли реализация проекта сталкивается с трудностями?
Александр Аванесов: Сейчас доноры стали более тщательно отслеживать, кому и зачем выделяются деньги. Кроме того, наблюдается тенденция сокращения взносов в международные организации, в том числе и по линии ООН. Это значит, что нам нужно работать более эффективно. Но сокращение финансирования не коснулось Киргизии, хотя в перспективе я не исключаю возникновения сложностей. К счастью, у нас есть крупный донор - Российская Федерация, которая в последнее время вышла в число лидеров по отношению к организациям, работающим по линии ООН. По-прежнему активно работают с нами правительства Швейцарии и Японии. Что же касается субъективных моментов, в первую очередь отнес бы к ним довольно частую смену правительства в Киргизии, что не добавляет эффективности нашей работе.
Кроме социальных проектов, ООН активно занимается программами миростроительства. В чем их суть?
Александр Аванесов: Все они направлены на сохранение стабильности в стране, на локализацию земельно-водных, приграничных или этнических конфликтов. Если представится возможность, будем работать в этом направлении не только с киргизской, но и с узбекской стороной.
Мы осуществили большое число проектов на сумму около 33 миллионов долларов с аппаратом президента Киргизии, местными органами власти, неправительственными организациями. Все эти проекты направлены на сохранение стабильности в КР. В качестве положительного примера приведу создание плана приоритетов страны в области миростроительства. И первый пункт этого документа - повышение доверие к власти и государству в целом, будь то правоохранительные органы, парламент или еще какие-нибудь госструктуры. Словом, делается все, чтобы помочь снизить уровень конфликтогенности.
Замечу: число конфликтов заметно снижается, как только улучшается работа региональной администрации. Здесь, на мой взгляд, было очень верным решением открыть общественные приемные. У людей есть куда прийти и высказаться по волнующей их проблеме.
В ближайших планах - реализация проектов по противодействию экстремизму по линии Фонда миростроительства ООН. Будем работать с администрацией школ, религиозными лидерами. Упор мы намерены сделать на воспитание школьников, просвещение студентов.