06.04.2017 18:59
    Поделиться

    Венская опера в новом сезоне "заговорит" по-русски

    Венская государственная опера в будущем сезоне заговорит со своей публикой в том числе и по-русски. Об этом, объявляя планы на сезон 2017-18 годов, сообщил на годичной пресс-конференции генеральный директор всемирно известного театра Доминик Мейер.

    В летние месяцы во время театральных каникул здесь будет установлена новая система субтитров. Планшет, вмонтированный во впереди стоящее кресло, будет показывать тексты опер не на двух языках, как сейчас, а на шести, включая русский. Они станут частью новой электронной системы управления данными, которая позволит театру общаться со своими зрителями и слушателями во всем мире - от покупки билета и заказа столика в буфете в антракте до получения либретто, а желающим - и партитуры венского спектакля в любой точке земного шара в режиме реального времени в ходе интернет-трансляции.

    По словам Мейера, до недавнего времени такая система с использованием планшетов была чересчур дорога. Это одна из причин, по которой планы многоязычных субтитров, впервые анонсированные Венской оперой четыре года назад, до сих пор не были осуществлены. Теперь, благодаря появлению нового поколения более дешевых планшетов, это стало возможно, сказал Мейер. Тем не менее, предстоит огромная работа по адаптации переводов спектаклей не только на немецкий, английский, как это делается сейчас, но и на французский, итальянский, японский и русский.

    "Это очень большая работа, чтобы были созданы все тексты в редакции Венской оперы. Существующие переводы не означают, что они подойдут к нашим версиям - штрихи отличаются в постановках различных театров," заметил директор.

    Однако и до введения новой системы субтитров русский язык был одним из заметных языков в театре на Рингштрассе. Лишь за последние два сезона на прославленной сцене выступали более двадцати российских солистов, в репертуаре регулярно присутствуют русские оперы и балеты, а в зале постоянно слышна русская речь.

    Русские звезды будущего сезона

    Вот и в следующем сезоне первой премьерой 4 октября станет опера Сергея Прокофьева "Игрок", которая никогда ранее не шла на венской сцене. В спектакле, который поставят две почтенные дамы современного музыкального театра - немецкий режиссер Каролине Грубер и австралийский дирижер Симона Янг, в главных партиях выступят российские певицы - солистка московского Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева и солистка Венской оперы Елена Максимова. А Алексея споет украинский тенор Михаил Дидык.

    Российский тенор Павел Колгатин будет участвовать в другой премьере следующего сезона - опере Генделя "Ариоданте" (февраль 2018 года), которую поставит известный британский оперный режиссер Дэвид МакВикар. Кроме этих спектаклей, новинками сезона станут "Лулу" Альбана Берга (дирижер Инго Метцмахер, режиссер Вилли Декер), "Смерть Дантона" австрийского композитора ХХ века Готфрида фон Эйнема, и "Вольный стрелок" Карла Мария фон Вебера. А звездным украшением сезона станет в мае 2018 года "Самсон и Далила" Сен-Санса с Элиной Гаранчей и Роберто Аланья в главных партиях.

    Однако не только премьерами жив театр. Важнейшим событием сезона в ноябре этого года станет "Адриана Лекуврер" Чилеа с двумя российскими дивами в главных партиях. Анна Нетребко будет исполнять партию актрисы Адрианы, а ее подруга по Петербургской консерватории Елена Жидкова - соперницы Адрианы, герцогини Бульонской. Выступление Жидковой стало в Вене сенсацией позапрошлого сезона, когда на премьере новой постановки этой оперы живущая в Берлине и гастролирующая по всему миру российская меццо-сопрано "перепела" оперную супер-звезду Ангелу Георгиу, на которую, собственно, и ставилась эта опера. Как рассказал в среду директор Мейер, Жидкова жила тогда в венской квартире своей подруги. "И однажды госпожа Нетребко увидела на столе партитуру и сказала: я тоже хочу это спеть. Так и возник этот проект," - сказал Мейер.

    Кроме того, любимица публики Нетребко в сентябре выйдет на венскую сцену в партии Леоноры в "Трубадуре" Верди. Премьерные спектакли этой постановки в феврале этого года побили все рекорды популярности. Билеты перепродавались спекулянтами более, чем в пять раз дороже номинала, а сама Анна Юрьевна получила в эти дни высшую австрийскую артистическую награду - почетное звание "Каммерзэнгерин". Что касается Жидковой, то ей предстоит немало потрудиться в наступающем сезоне на венской сцене - уже в октябре ей предстоит петь здесь в "Русалке" Дворжака, а в июне будущего года - в "Лоэнгрине" Вагнера.

    Дмитрий Хворостовский в нынешнем сезоне отменил все свои спектакли из-за состояния здоровья. Однако театр проявил свою верность любимому баритону: его имя стоит в программе ноябрьского "Бала-маскарада", мартовского "Отелло" и майского "Риголетто".

    Всемирно известный российский тенор Дмитрий Корчак будет занят лишь в одном спектакле будущего венского сезона - в "Пуританах" Беллини в январе. Однако в других спектаклях, ранее составлявших здесь его репертуар - "Севильском цирюльнике" и "Золушке" Россини, "Доне Паскуале" Доницетти - его заменил другой россиянин, считающийся мастером bel canto, - Максим Миронов. В "Пуританах" же в Вене дебютирует солистка Большого театра, сопрано Венера Гимадиева, которая сейчас активно завоевывает одну мировую сцену за другой.

    От "Травиаты" до "Кольца Нибелунга"

    Обе Виолетты в наступающем венском сезоне будут также из России: в сентябре и октябре в главной партии "Травиаты" выйдет на венскую сцену Ольга Перетятько (с недавнего времени ее имя значится в программе как Перетятько-Мариотти, а сама певица говорит, что ей "нравится быть синьорой Мариотти"), а в июне - Ирина Лунгу. Эту сопрано директор Мейер назвал в среду "абсолютно чудесной артисткой" - настолько эта выпускница Воронежского института искусств, давно и успешно работающая в Италии и других европейских странах, очаровала Вену в свои прежние приезды. Лунгу споет в Вене и Донну Анну в "Дон Жуане" в октябре. А в январе в этой партии на сцену выйдет другая известная российская сопрано - Екатерина Сурина.

    Много будут заняты и постоянные солисты и солистки Венской оперы. Меццо-сопрано Маргарита Грицкова впервые споет в будущем сезоне Кармен - в дополнение к Розине в "Севильском цирюльнике" и многим другим ангажементам. А Аида Гарифуллина выйдет на сцену в мае и июне в "Риголетто" вместе с Еленой Максимовой.

    В сентябре предстоят спектакли "Хованщины" Мусоргского, которую поставили здесь два года назад Лев Додин и Семен Бычков. Ивана Хованского будет, как и на премьере, петь знаменитый итальянский бас Ферруччо Фурланетто, а его сына Андрея исполнит на сей раз известный британский тенор Кристофер Вентрис. В партии Марфы на сцену снова выйдет Елена Максимова. Не исчезает из репертуара театра и "Евгений Онегин" Чайковского. В феврале будущего года партию Татьяны здесь впервые споет солистка Венской оперы, украинская сопрано Ольга Бессмертная, которой также предстоит вскоре дебют на сцене Большого театра в Москве.

    Среди других событий сезона стоит отметить традиционное для Вены исполнение полного "Кольца нибелунга" Вагнера. На сей раз это грандиозное действо из четырех вечеров на протяжении 10 дней состоится в апреле 2018 года. За пультом будет стоять венгерский маэстро Адам Фишер. Партию Брунгильды исполнит Ирэн Теорин, Зигфрида - Стивен Гулд, а Вотана - Томаш Конечный.

    Поэтапная реставрация

    Летом 2017 года начнется также постепенный процесс реставрации исторической части здания Венской оперы, причем так, чтобы не помешать работе театра. В июле и августе этого года, когда театр закрыт на каникулы, пройдет реставрация парадного подъезда, а в летние месяцы 2018 года будут отреставрированы центральное фойе и лоджии.

    Эта часть театра, наряду с парадной лестницей и императорским "Чайным салоном", не была разрушена в ходе американской бомбардировки 12 марта 1945 года, когда основная часть "дома на Ринге", открытого в 1869 году, сильно пострадала от пожара, вызванного зажигательными бомбами. Второе открытие театра после реконструкции в 1955 году стало символом возрождения послевоенной Австрийской Республики. Однако, по словам Мейера, за минувшие десятилетия к этим историческим помещениям, украшенным фресками и рельефами, "никто не притрагивался", и теперь они нуждаются в деликатной реставрации.

    Поделиться