"Дубль дв@" покажет короткометражки про ведьму и труп Ленина

На фестивале "Дубль дв@" завершается конкурс короткого метра. Под занавес - еще два фильма: "Ведьма" Веры Водынски и "Фейк" режиссера Ивана Китаева. Вольная экранизация рассказа Чехова и комедия-фарс о приключениях патологоанатомов.

Фильм "Ведьма" сняла выпускница Академии Никиты Михалкова Вера Водынски - судя по ее первым короткометражным картинам, человек щедро одаренный, уверенно владеющий языком кино и искусством работы с актерами.

На этот раз она взяла рассказ Чехова, причем обошлась с ним более чем вольно. Вместо немытого дьячка на печи с его пещерным ощущением мира и его мятущейся в духоте жены возникла пара: обличающая мать и загадочно инфернальная дочь. Мать предполагает в дочери ведьму - уже в самом буквальном смысле слова. И фильм всеми средствами старается подчеркнуть мистический характер этой натуры, переводя чеховский критический реализм в какую-то принципиально иную тональность. Две замечательные актрисы точно и глубоко отыгрывают ту пляску распирающих душу темных сил, какую Чехов так замечательно передал в сценах разбушевавшейся природы.

Будущим зрителям фильма я бы всячески советовал перечитать рассказ. Не для школьного сличения и уличения автора картины в своеволии. Интереснее проследить ход режиссерской мысли, понять мотивы этих волшебных превращений персонажей. Идет ли речь о том, что сегодня стало уже почти невозможно использовать чеховские определения героя "духовного звания" как "сатаны длиннополой" - то есть опасениях задеть чувства верующих, или о простой экономии средств в малобюджетной картине. У меня на этот вопрос пока нет ответа, тем интереснее будет почитать суждения наших зрителей.

Второй фильм - "Фейк" режиссера Ивана Китаева. Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить - это заклинание уже век преследует Россию. Дело, конечно, не в коренастом лысом политическом деятеле, одном из авторов теорий и практик русской революции 1917 года. Дело в том, что символизирует для каждого эта фигура, ставшая ключевой для целого века не только русской, но и мировой истории. Ему удалось стронуть огромную страну с накатанной колеи и поселить в миллионах мозгов сияющие иллюзии, которые на практике привели Россию и ее народы к величайшей трагедии. Тектонические сдвиги до сих пор дают себя знать, почва сотрясается и теперь, иллюзии по-прежнему владеют многими умами и грозят новыми трагедиями.

Страна символов, мы храним на главной площади своей столицы мумию этого человека, а своей подкорке - его дело, его идеи. Призрак по-прежнему бродит по России, возбуждая тоску по прошлому у одних поколений и веселое недоумение у других. И пока он бродит, мы зависли между прошлым и будущим, качаясь, как на качелях, и не сдвигаясь с омертвевшей точки.

"Человечество смеясь расстается с прошлым" - заявил соавтор Ленина по теориям и практикам революций - Маркс. Завет воплощает этот фарсовый, метафорический, но при этом совершенно бытовой фильм Ивана Китаева "Фейк", который умудрился вобрать в анекдотическом происшествии и это прошлое, и это настоящее, и поставить большой вопросительный знак перед нашим будущим.

Подпишитесь на официальный канал онлайн-кинофестиваля "Дубль-дв@" в Telegram, чтобы ничего не пропустить!