09.04.2017 14:22
    Поделиться

    Никонов: Удар по Сирии приведет к осложнению отношений РФ и США

    Федор Лукьянов, председатель Президиума СВОП:

    Я бы не назвал приказ нанести удар по авиабазе следствием некоего рефлекторного поведения Дональда Трампа. Оно в своем роде осмысленное. Но осмысленное очень специфически. Трамп решил в весьма свойственном для него стиле продемонстрировать, что период некоего отстранения США от сирийского конфликта, который начался при Обаме, теперь должен быть закончен. Он показал, что Америка снова вернулась в игру и снова находится там, в ближневосточном регионе. По Трампу, ее никто не может игнорировать, ее все должны уважать. Если мы вспомним выступления Трампа во время предвыборной гонки, то лозунг "Нас должны уважать" стал лейтмотивом его кампании.

    И в этом смысле он действует в духе своей логики силы. Он показал всем, что "Америка по-прежнему здесь". Другое дело, что эта логика несколько рискованная, потому что, похоже, внутри команды Трампа нет понимания, что же дальше делать с Сирией. Одни утверждают, что это была разовая акция, некий сигнал Дамаску, другие - что это начало масштабных действий, которые в перспективе могут привести чуть ли не к отстранению Асада от власти. И политикам, и экспертам понять и предсказать поведение президента США пока крайне сложно. Я искренне надеюсь, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон, который на днях приезжает в Москву, сможет внятно объяснить, какие цели преследовала Америка, нанеся удар по сирийской авиабазе и чего в перспективе ждать от властей США. Но, например, уверенности в том, что он может внятно это объяснить, у меня нет, поскольку человек (Трамп), который определяет американскую внешнюю политику, пока сам эти цели и задачи не сформулировал.

    России, во-первых, надо четко понимать, что ситуация в Сирии бесконечно далека от разрешения. Некоторое ощущение того, что мы почти уже закрепились там, иллюзорно. Большая политическая игра в Сирии далеко не закончена. И есть опасения, как бы она не началась заново. Во-вторых, России на сирийском направлении нужно действовать крайне осторожно. Исходя из того, что американцы еще не определились с тем, что они хотят от Сирии. Надо подождать, пока американцы сформулируют эту политику и пока не делать резких движений. На данный момент российские действия в Сирии весьма осмотрительны, разумны и приносят эффект.

    Есть еще один момент, который четко проявился после ракетного удара США. Он может пролить свет на характер наших отношений с региональными игроками. В частности, с Турцией, которая практически сразу, немедленно, поддержала удар, образно говоря, всеми руками и ногами, идя вразрез с той критикой действий американцев в Сирии (из-за курдов), которую она озвучивала ранее. Это еще раз показывает, что мы должны держать ухо востро и адекватно воспринимать Турцию, как партнера, не строя в ее отношении иллюзий.

    Сергей Караганов, декан факультета мировой политики  и мировой экономики Высшей школы экономики:

    - Пока рано говорить о том, какие геополитические последствия для мира будет иметь американский ракетный удар по сирийской авиабазе. Не исключено, что этот попытка президента США показать то, насколько он решителен, а также выстроить некую модель его будущей политики в отношении Сирии. И не более того. Хотя она ведется пока с явным нарушением международного права и сильно бьет по нему, поскольку мы имеем дело с очевидным актом агрессии. Впрочем, мы уже привыкли к таким американцам. С самим авиуадаром, его причинами и последствиями еще предстоит хорошо разобраться.

    Поскольку ситуация пока совершенно необъяснимая и противоречит логике. Необходимо тщательно, на уровне экспертов, сперва выяснить, кто все-таки стоял за химической атакой в Идлибе. По первым ощущениям, мы имеем дело с явной провокацией. Но кто ее устроил, именно в этом предстоит хорошо разобраться. Пока мне понятно одно: России нужно быть максимально аккуратной. Мы выиграли все, что можно в Сирии и вокруг Сирии. Втягиваться в какой-то новый потенциальный конфликт сейчас не стоит.

    Вячеслав Никонов, политолог, глава комитета по образованию Госдумы Федерального собрания РФ:

    - О геополитических последствиях американского ракетного удара говорить сложно, потому что мы до конца не понимаем, с чем имеем дело. Скорее всего, этот удар стал следствием некоей внутриполитической ситуации в США. На протяжении нескольких лет в американском обществе и политической элите создавался имидж Башара Асада, как "диктатора", который расправляется с населением при помощи химического оружия. И новая картинка на телевидении, показывающая жертв атаки в Идлибе, потребовала реакции со стороны Трампа, которую ждали в США. И он эту реакцию проявил. К тому же его в последнее время неоднократно упрекали в том, что он мягок и нерешителен в отношении различного рода вызовов и угроз национальной безопасности США. Так что ответ, чем руководствовался Трамп, лежит во внутриполитической, а не в геополитической плоскости.

    В плане же геополитики ракетный удар неизбежно приведет к осложнению отношений России и США. Под вопросом - сама возможность сотрудничества в сфере антитеррора между двумя странами. На Ближнем Востоке, где после ракетного удара осложняется вся архитектура отношений и договоренностей, можно прогнозировать усилений позиций ИГИЛ (группировка запрещена в РФ - Ред.). Хотя в целом долгосрочные последствия этой акции пока предсказать невозможно.

    Что касается возможного трибунала по Сирии, на котором настаивают в конгрессе США, не исключено, что американцы будут настаивать на суде над Асадом и его окружением в Гааге. Но в создании такого трибунала можно найти плюс. Может быть, именно он прольет свет на то, кто действительно стоит за химатакой в Сирии, с которой все и началось. Уже появилась информация о том, что оборудование для производства химического оружия принадлежало не Асаду, а, скорее всего, имеет албанское происхождение. В Сирию оно могло быть доставлено через территорию Турции на саудовские деньги. А пока не завершилось такое расследование обстоятельств этой трагедии, Асада, как и Россию, будут обвинять во всех смертных грехах.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться