09.04.2017 22:28
    Поделиться

    Почему в РФ растет популярность ритуального страхования

    В нашей стране набирает обороты ритуальное страхование. Речь идет о специальных полисах, подразумевающих оплату страховщиком расходов на похороны клиента.

    В прошлом году россияне потратили на такие страховки свыше 1,3 миллиарда рублей (годом раньше - чуть больше одного миллиарда рублей). При этом весь объем рынка ритуальных услуг, по официальным данным Росстата, составляет в нашей стране около 57,1 миллиарда рублей. "Российская газета" решила разобраться, как работают такие страховки и есть ли спрос на такой страховой продукт за границей.

    В России не принято публично обсуждать "сборы в последний путь", но задумываются об этом многие, тем более что организация похорон стоит дорого. Ритуальное страхование появилось в нашей стране совсем недавно - в 2014 году. И пусть с трудом, учитывая деликатность темы, но все-таки набирает популярность.

    Полис ритуального страхования можно приобрести как для себя, так и для родственников. Договор страхования действует пожизненно, а страховым случаем считается уход из жизни по любой причине, уточняется в описании программы на сайте страховой компании, предлагающей такой продукт.

    Страховая сумма может быть как совсем скромной - 15 тысяч рублей, так и достаточно внушительной - 300 тысяч рублей.

    Стоимость полиса сильно зависит от пола, возраста, страховой суммы и варианта страховой программы. Например, для женщины 50 лет страховка на 100 тысяч рублей будет стоить чуть больше 4,7 тысячи рублей в год.

    Когда человек уходит в мир иной, деньги получают его родственники либо те, кого он указал в договоре. Как вариант, страховая компания может сама организовать похороны с помощью партнера - ритуальной фирмы, которая действует на всей территории страны независимо от места, где был приобретен полис.

    В 2016 году жители нашей страны потратили на "похоронное" страхование больше 1,3 миллиарда рублей

    Оплачивать страховку можно как единым платежом, так и в рассрочку. В последнем случае, если человек умирает раньше, чем успевает внести всю сумму, а с момента заключения договора прошло не больше двух лет, страховка выплачивается в сумме поступивших платежей. То есть, по сути, возвращаются лишь деньги, которые клиент заплатил страховщику. И лишь начиная с третьего года действия договора компания выплачивает 100 процентов страховой суммы.

    Ритуальное страхование рассчитано на тех, кто либо заранее планирует свои расходы, либо не имеет родственников, которые могут о нем позаботиться. "Как правило, одинокие люди заключают договор с предоставлением ритуальных услуг для того, чтобы не обременять знакомых или соседей мероприятиями, связанными с организацией проводов и захоронения, - говорит Наталья Дружинина, руководитель департамента страхования РГС - Жизнь. - В таком случае человек, заключивший договор, сообщает соседям или знакомым, что у него есть договор ритуального страхования и что в случае ухода из жизни им нужно сообщить об этом факте в страховую компанию".

    Если же информацию о договоре застрахованный никому не сообщает, то на этот случай ему вместе с договором выдается вкладыш в паспорт, в котором указано о заключении договора ритуального страхования и перечислен алгоритм действий для обращения в страховую компанию, поясняет Дружинина.

    В последнее время, по ее словам, наиболее часто договоры ритуального страхования заключаются на 100 тысяч рублей - это примерно половина всех купленных полисов. Следующая по востребованности страховая сумма - 50 тысяч рублей. Также все чаще заключаются договоры на 150 тысяч рублей, добавляет Дружинина.

    Наибольшую популярность ритуальное страхование имеет у людей в возрасте от 35 до 70 лет.

    "В России есть хороший потенциал для развития ритуального страхования. Как, впрочем, и у других страховых продуктов, учитывая, что в целом страховые услуги в нашей стране имеют очень низкое проникновение, - отмечает Павел Самиев, управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований. - Однако в данном конкретном случае есть некоторые нюансы. С одной стороны, россияне привыкли откладывать деньги на собственные похороны. С другой - считают, что это очень личный вопрос и допускать к нему кого бы то ни было, кроме близких людей, у нас не принято. Это особенность менталитета".

    По мнению Самиева, именно по этой причине в ближайшем будущем этот продукт не приобретет массовую популярность.

    Поделиться