Между тем пример совместной деятельности - России и Норвегии, при суверенитете последний - уже есть на Шпицбергене. "Российская газета" решила выяснить, как это все там работает.
Юридический статус архипелага определяется Договором о Шпицбергене 1920 года, который является одним из старейших действующих международно-правовых документов. Он установил суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом предоставил его участникам равные права на разработку естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Сегодня участниками Договора являются более 50 государств, но реальное экономическое присутствие на Шпицбергене осуществляют только Норвегия и Россия. Причина в том, что именно Россия (СССР) еще в прошлом веке обозначила свое присутствие, выкупив несколько участков площадью в 251 квадратный километр. На них располагаются действующий рудник "Баренцбург" и законсервированные рудники "Пирамида" с одноименным поселком и "Грумант" с поселком Колсбей. Также Россия владеет таким участком как Тундра Богемана, расположенной на границе одной из особо охраняемых природных территорий. Здесь два официальных языка - норвежский и русский, и для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.
Все компании и юридические лица должны подчиняться норвежским правилам и администрации, как и в самой Норвегии, заявила в ответ на запрос "РГ" представитель губернатора архипелага Шпицберген (Свальбард) Терье Карлсен. По ее словам, российские компании в целом так и действуют. "Одни работают в сотрудничестве с норвежскими, а другие ведут деятельность самостоятельно", - пояснила она. При этом налоги должны уплачиваться в соответствии с норвежскими налоговыми правилами. Сюда входит и налог с доходов. Впрочем, российские компании могут платить налоги в России, избегая двойного налогообложения. Интересный момент: все налоговые сборы, будь то норвежские или иностранные, остаются на архипелаге и вкладываются в его развитие.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Госкомиссии РФ по Арктике, вся основная деятельность ведется здесь сегодня на очень ограниченном пространстве. По сути, в пяти поселках, три из которых - норвежские, два - российские. Развивается четыре вида деятельности: добыча угля, туризм, научные исследования, природоохрана. С нашей стороны деятельность ведет трест "Арктикуголь", но добыча угля убыточна для обеих стран.
Если же говорить о рыболовстве, то здесь вопрос упирается в то, что Шпицберген - особо охраняемая природная территория, более 80 процентов которой - заповедники или заказники.
Выручка от добычи угля за прошлый год составила 120 миллионов рублей. При этом, как поясняют эксперты, ни о добыче других полезных ископаемых, кроме угля, ни о развитии рыболовства и рыбопереработки в данное время речи не идет, хотя эти вопросы периодически и обсуждаются.
Сами норвежцы с гордостью отмечают рост туристической отрасли. Например, в прошлом году Лонгйир - административный центр архипелага - посетило 65 тысяч туристов, отметила Терье Карлсен. Что на 20 тысяч больше, чем всего два года назад. "Большая часть прибыла из Норвегии, а также Швеции и Германии, других стран, включая Россию", - говорит она. Однако ответ на вопрос, какой доход приносит туризм, норвежская сторона опускает.
Зато российская сторона своих доходов не скрывает. Как отметил руководитель Центра арктического туризма "Грумант" Тимофей Рогожин, в прошлом году выручка от туризма впервые превысила доходы от добычи угля - 140 миллионов рублей, тогда как угля добыли на 120 миллионов. И это при том, что Центр был создан в 2015 году, тогда как норвежцы работают в этом направлении с 80-х годов.
Несмотря на кажущуюся идиллию, проблемы есть, причем довольно острые. "Норвегия последовательно прилагает усилия для трактовки положений Договора о Шпицбергене исключительно в свою пользу, нередко искажая его смысл, - считает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Кира Сазонова. - В частности, хотя граждане стран - участниц Договора могут свободно посещать архипелаг, после введения антироссийских санкций Евросоюзом в 2014 году норвежская сторона пыталась опротестовать визиты российских чиновников на Шпицберген, и неоднократно задерживала российские рыболовные суда". Кроме того, желание Норвегии установить 200-мильную рыбоохранную зону также противоречит положениям Договора.