1. Евтушенко - один из тех немногочисленных в любой литературе поэтов, чьи строки вошли в плоть живого языка, превратились в поговорки. "Поэт в России больше чем поэт"; "хотят ли русские войны"; "над Бабьим Яром памятников нет"; "со мною вот что происходит, ко мне мой старый друг не ходит". Носители живого русского языка произносят эти фразы, не задумываясь, откуда они взялись, а они имеют конкретного автора: Евгения Александровича Евтушенко.
2. При этом Евтушенко хорошо известен за рубежами России - что тоже не так часто бывает с представителями великого (по количеству людей, для которого он является родным), но малораспространенного в мире языка. Начиная с шестидесятых годов, Евтушенко много ездил по миру, выступая в огромных залах (в одном из них его увидел Пазолини и с ходу предложил роль Христа в своем "Евангелии от Матфея" - настолько его поразило, как держал аудиторию голубоглазый сибирский парень). А с 1991 года личные и профессиональные обстоятельства сложились так, что почти весь учебный год, с сентября по май, он проводил в США, в университете Талсы. Что тоже способствовало его узнаваемости не только в артистической, но и в академической среде - из которой и поступают "заявки" на Нобелевскую премию.
3. Несмотря на неизбежную в артистической среде ревность, даже самые яростные нелюбители поэтики и личности Евтушенко признавали: да, он действительно страстно любит русскую поэзию, знает наизусть огромное количество стихов (не только своих друзей, но и людей ему лично и творчески не близких) - и неутомимо всю жизнь занимается ее распространением и даже пропагандой. Достаточно назвать составленную Евтушенко монументальную антологию "Строфы века" (1995), в которой впервые оказались возвращены стихи многих запрещенных и потому забытых в СССР эмигрантов. А совсем недавно Евгений Александрович закончил работу над еще более монументальным пятитомным собранием "Десять веков русской поэзии" (2013).
4. Нобелевская премия по литературе дается не за какое-то конкретное произведение (хотя порою оно подразумевается, как в случае с "Доктором Живаго"), а "по совокупности заслуг и достижений". Заслуги Евтушенко неоспоримы: задолго до Боба Дилана он вернул любителей поэзии на стадионы, показав, что сочинение и, главное, восприятие стихов доступно не только высокообразованным обитателям кампусов и маленьких артистических кафе, но и широким массам - как бы иронически ни относились к этому выражению представители той самой образованной страты.
5. При этом Евтушенко - не одиночка, не случайная флуктуация, а представитель обширного и плодотворного литературного направления, подобно Ахматовой (Серебряный век) или В. С. Найполу (постколониальная литература).
Нобелевская премия Евтушенко - это была бы Нобелевская всем советским шестидесятникам: Вознесенскому, Рождественскому, Ахмадулиной; точно так же, как премия Ахматовой была бы и премией Цветаевой, Мандельштаму, Гумилеву… В 2010-е годы, когда Евтушенко остался последним ярким представителем своего поэтического поколения, это стало очевидно. Но Нобелевский комитет все это время считал иначе. И теперь уже это окончательно.
Текст опубликован с портала "Год литературы".