Почему школьников в Туле предложили перевести на домашнее обучение

Из-за четвероклассника-хулигана родители почти половины учеников из класса просят перевести их детей на домашнее обучение. Такой акцией отчаяния родители одной из тульских школ попытались обратить внимание на скандальную ситуацию. Проблемы начались два года назад, когда мальчика с неуравновешенным характером перевели к ним из другой школы. Причина перевода? Его агрессивность не давала нормально учиться другим ребятам.

Однако в новой школе повторилось все то же самое. Однако на сей раз "попросить" перевести хулигана куда-нибудь еще не получится, поскольку данная школа - по месту жительства. Отчислить, по закону, можно только после 15 лет. Возбудить дело в отношении 10-летнего ребенка тоже не получится - уголовная ответственность наступает только после четырнадцати.

Прокуратура провела проверку, вынесла соответствующие предписания директору школы и руководителю центра образования. Но уже в этом году в школе произошло три совсем уже безобразных случая.

- В ходе проверки установлено, что 10-летний ученик четвертого класса МБОУ ЦО N 31 Тулы ведет себя агрессивно по отношению к окружающим, умышленно срывает уроки, уходит с занятий, вступает с одноклассниками в конфликт. -В ходе конфликта со сверстником нанес ему удар стулом в область носа, причинив телесные повреждения в виде перелома костей носа, - сообщила "РГ" старший помощник облпрокурора Любовь Кузнецова.

Случаем со сломанным носом занимается полиция. Но уже после этого малолетний хулиган успел запустить в учителя стулом и покусать двоих ребят. А в последнее время у него появилось новое "развлечение" - отбирает у одноклассников мобильники и звонит в спецслужбы.

- Дочь позвонила мне из школы в слезах, - рассказывает мама девочки. - Он отобрал у нее мобильник, а когда дочь попыталась его вернуть, толкнул ее с такой силой, что девочка ударилась головой об шкаф.

Этот стало последней каплей, что переполнила родительское терпение. Около двух десятков пап и мам написали заявление о переводе детей на домашнее обучение. Но им отказали: мол, для этого должны быть веские причины по здоровью. Другой вариант, на который готовы родители, - дистанционное обучение. Но и он не проходит - у школы просто нет ресурсов для обучения стольких детей по Интернету.

- Сколько это будет продолжаться? - возмущаются родители. - Куда мы только не жаловались! Никто ничего сделать не может. Мама ребенка не обращает на нас внимания. Мы понимаем, что у этого ребенка есть права. А как же права наших детей? Они что, бесправные? Никто не может обеспечить их безопасность в школе.

К слову, семья мальчика считается вполне благополучной, хоть он и проживает вдвоем с мамой. Мама, к слову, адвокат, и сын твердо усвоил, что у него есть права. При каждой возможности, когда ему делают замечания, заявляет: "Вы все ничего мне не можете сделать".

Лишь после отчаянного демарша родителей других учеников собрался психолого-медико-педагогический консилиум, где были даны рекомендации "изменить образовательный маршрут ребенка". В частности, маме порекомендовали обучение на дому, но принудить к этому не получится. К мальчику приставили наставника - опытного учителя, зачислили в военно-патриотический клуб, а семью включили в базу данных как находящуюся в социально опасном положении.

Все это можно, наверное, было сделать и раньше, не доводя родителей до нервных срывов и беготни по кабинетам.

Комментарии

Из официального комментария администрации Тулы:

- Рекомендовано назначить общественного наставника из числа сотрудников образовательной организации, который будет курировать ребенка и контролировать проведение индивидуальной профилактической работы. Семья была включена в базу данных семей, находящихся в социально опасном положении. Работу с ними также проводят сотрудники полиции и специалисты МБУ ДО "Центр психолого-педагогического и социального сопровождения".

Малолетний хулиган отбирает у одноклассников мобильники и звонит по ним в спецслужбы

Андрей Камин, начальник отдела Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета:

- Корректировать агрессивное поведение можно, если ребенок будет понимать, что за проступком последует наказание: хорошо себя ведешь - получаешь поощрение, плохо - тебя наказывают. Родителям других учеников и учителям я бы посоветовал начать письменно фиксировать все нарушения и подавать гражданский иск о возмещении ущерба. Да, уголовно наказать малолетнего ученика нельзя, нельзя четвероклассника отправить в спецшколу, но можно оштрафовать родителей. И это действует. Вполне возможно, у ребенка есть и психиатрические проблемы. Но отправить на экспертизу без согласия родителей нельзя. К сожалению, у нас права потерпевшего защищены хуже, чем обвиняемого в уголовном процессе.

Анна Стельмахович, одна из пятерки финалистов конкурса "Учитель года-2014", школа 5, Магнитогорск:

- Нужно четко прописать в законодательстве, что может сделать педагог в такой ситуации. Допустим так: случилось ЧП, учитель останавливает урок, вызывает скорую помощь, милицию, составляется акт... Это защитит педагога от необоснованных обвинений. У нас же есть инструкции, как действовать в случае пожарной опасности, и мы учим их наизусть. Тут надо так же. Что происходит сейчас? Социальный педагог вызывает хулигана и ведет с ним беседы. Это может тянуться очень долго. Иногда родители пострадавших пишут заявление в детскую комнату милиции, ребенка ставят на учет и он начинает кочевать из школы в школу. Но проблема не решается.

Подготовила Ирина Ивойлова