Новости

10.04.2017 09:40
Рубрика: Общество

Лекции уходят в "цифру"

К 2025 году 11 миллионов россиян будут учиться онлайн
Создается единый всероссийский портал с лучшими университетскими дистанционными курсами. Зачем нужен сетевой "супервуз"? Многим ли студентам будет доступен зачет онлайн? Какие лекции набирают в Cети больше "лайков"? Об этом "РГ" беседует с одним из разработчиков проекта "Современная цифровая образовательная среда", зампроректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета Василием Третьяковым.
В ближайшие два-три года онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Фото: depositphotos.com В ближайшие два-три года онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Фото: depositphotos.com
В ближайшие два-три года онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. Фото: depositphotos.com

Лекториум, Универсариум, "Открытое образование"... Крупных площадок с онлайн-курсами в России хватает. Зачем еще одна?

Василий Третьяков: Новая площадка станет единым каталогом для онлайн-курсов с разных платформ в режиме "одного окна". Плюс даст достоверную информацию об их качестве. К примеру, выбираешь сопромат от МИСиС и "Открытого образования", а в соседней вкладке - "Историческую географию" от Тюменского госуниверситета на Лекториуме. Ну и на "закуску" слушаешь "Основы психолингвистики" от МПГУ на Универсариуме. При этом все курсы будут проходить через очень серьезную экспертизу и содержать реальные отзывы студентов и преподавателей, которые с ними работают.

Новая сайт-площадка будет связана с информационной системой вузов?

Василий Третьяков: Мы хотим ввести электронные сертификаты о прохождении онлайн-курса. Студентам больше не нужно будет ждать по почте бумажный документ, чтобы получить зачет. Кроме того, у молодых специалистов появится цифровое портфолио, которое станет серьезным преимуществом при приеме на работу. И вся информация будет напрямую попадать в информационные системы вузов, где учится студент. Это позволит избежать ошибок и экономить время.

Техническая реализация проекта и подключение первых онлайн-площадок начнется в сентябре 2017 года. Первый этап охватит вузы, а в 2018 году к проекту подключатся школы и ссузы. По нашим расчетам, к 2025 году на открытых онлайн-курсах будут учиться до 11 млн студентов и школьников.

Как этот проект связан с платформой "Открытое образование", запущенной ведущими российскими вузами полтора года назад?

Василий Третьяков: "Открытое образование" - пилотная платформа, финансируемая самими вузами из внебюджетных источников. За полтора года на ней опубликовано более 150 онлайн-курсов, которые проходили более 300 000 человек из 20 стран. При этом в 60 университетах по всей России появилась реальная практика зачета результатов онлайн-обучения.

А "Современная цифровая образовательная среда" - это приоритетный национальный проект, курируемый минобрнауки. Его задача в том, чтобы вузы, ссузы и школы смогли включать онлайн-курсы в свои образовательные программы и ставить за них реальные зачеты. То есть бюджетные средства пойдут не на создание контента, а на решение технических и методических вопросов.

То есть курс - на тотальный онлайн?

Региональные вузы никуда не денутся, но их модель работы, как и в ведущих, может измениться

Василий Третьяков: В ближайшие 2-3 года онлайн-курсы охватят большую часть направлений подготовки бакалавриата и магистратуры. А студенты получат возможность выбирать, в каком университете они хотят изучать ту или иную дисциплину, независимо от вуза поступления. Но это не значит, что все будут учиться только по Интернету.

Онлайн-курсы позволят сделать обучение более гибким и в перспективе поменять лекции, например, на проектную работу. То есть всю теорию можно будет получить в режиме онлайн, а на "парах" активно собирать, к примеру, нового робота. При этом студенты, работая в команде над проектом, будут сами выбирать те курсы, которые позволят им решить практические задачи. Например, "Теорию решения изобретательских задач" или "Самоменеджмент".

Кстати, "Самоменеджмент" стал самым популярным курсом Уральского федерального университета: его прослушали более 25 тысяч человек. При этом нас очень радует и высокий интерес к инженерным направлениям.

Не сократится ли из-за онлайна число вузов в регионах?

Василий Третьяков: Региональные вузы никуда не денутся, но их модель работы, как и в ведущих, может измениться. Те университеты, где студенты вынуждены слушать лекции в старом формате, скорее всего потеряют своих абитуриентов. В то же время онлайн-обучение даст возможность каждому вузу в рамках существующих объемов финансирования стать более привлекательным для студентов и более эффективным с точки зрения формирования нужных рынку труда компетенций.

Между тем

По словам замминистра образования и науки РФ Людмилы Огородовой, массовое внедрение цифровых технологий в систему образования - один из приоритетов Минобрнауки России. Цель проекта министерства "Современная цифровая образовательная среда" - создать условия для прорыва в доступности отечественных цифровых ресурсов на всех уровнях образования, выйти на глобальный рынок таких ресурсов. Для этого в рамках проекта будет создан портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам от лучших преподавателей страны по принципу "одного окна".

Общество Образование
Добавьте RG.RU 
в избранные источники