Эксперт: Образование строителей нужно соотносить с профстандартами

Много лет подряд представители профессионального сообщества жаловались на то, что выпускники учебных заведений разного уровня - и высшего, и среднего профессионального - не отвечают потребностям реального производства.

Но, к сожалению, конкретные пожелания формулировали редко. В последнее время на самом высоком уровне производственникам поставлена задача: сформулировать свои потребности в виде профессиональных стандартов. И это стало важнейшим переломом в отношениях образовательного сообщества и реального производства.

Профессиональные стандарты уже подготовлены по многим направлениям, в частности, огромная работа проделана в строительстве. На базе Национального объединения строителей создан отраслевой совет по профессиональным квалификациям в строительстве, который объединяет и проектировщиков, и изыскателей, и архитекторов, и собственно строителей. В его работе принимают участие ведущие специалисты отрасли, представляющие Российский союз строителей, Национальное объединение строителей, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей, Российскую академию архитектуры и строительных наук, архитектурно-строительные университеты и др.

Совет занимается экспертизой всех разработанных профессиональных стандартов, имеющих отношение к строительной сфере. Идет большая методическая работа по обеспечению единых подходов к формированию профессиональных стандартов всех уровней - от рабочих специальностей до организаторов строительного производства. Разработана отраслевая рамка квалификаций и квалификационных требований в отрасли строительства, определяющая требования к подготовке профессиональных стандартов, степени их детализации и направленности. В настоящее время для строительства разработаны профессиональные стандарты для всех категорий инженерно-технических работников и для большинства рабочих профессий.

Сегодня на первый план выходит работа по адаптации образовательных стандартов к требованиям профессионального сообщества. В них включаются новые профессиональные компетенции, пересматриваются требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников. Эта большая работа существенно осложнена тем, что связь между имеющимися профессиональными и образовательными стандартами отсутствует. Невозможно включить в программу подготовки выпускника все компетенции всех уровней всех отраслевых профессиональных стандартов. Определить, что необходимо в первую очередь и в каком объеме - общая задача для производственников и специалистов в сфере отраслевого образования.

Для оценки качества профессиональных образовательных программ предусмотрена процедура профессионально-общественной аккредитации

Образование - весьма инерционная система, и даже если мы максимально быстро переделаем все программы обучения, подготовленный по ним первый бакалавр выйдет из вуза только через четыре года. Поэтому особая ответственность возложена сегодня на систему дополнительного профессионального образования (ДПО). Она способна оперативно подстроиться под те требования, которые сформулированы в профессиональных стандартах, а специалистам - получить подготовку, которая необходима именно сейчас.

Для оценки качества профессиональных образовательных программ предусмотрена процедура профессионально-общественной аккредитации. В строительной отрасли подписано соглашение о проведении профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и организаций, которая должна стать заслоном от некачественных образовательных программ и недобросовестных образовательных организаций.

Национальное объединение строителей, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Российский союз строителей совместно с международной общественной организацией по поддержке и развитию строительных высших учебных заведений "Объединение строительных вузов" решили объединить свои усилия по этой работе. Формируется единая отраслевая система, единая аккредитационная коллегия. Требования к образованию для специалистов строительства для внесения их в Национальный реестр специалистов установлены государством. Но как оказалось, у значительного количества руководителей и специалистов строительных, проектных и изыскательских организаций нет необходимого базового профильного образования. Они должны пройти обучение по программам подготовки и переподготовки по направлению "Строительство".

Важно, чтобы эти программы были качественными и соответствовали профессиональным стандартам. Для этого они должны пройти профессионально-общественную аккредитацию. К сожалению, сейчас она является исключительно добровольной. Это означает, что на включение в Национальный реестр специалистов будут, среди прочих, претендовать и люди, прошедшие подготовку низкого качества, по непроверенным программам. Это надо исключить.

Для строительной отрасли необходимо повысить статус профессионально-общественной аккредитации. Образовательные программы, определяющие возможность включения специалистов в Национальный реестр, должны обязательно проходить проверку качества. Другим инструментом, обеспечивающим качество подготовки специалистов, должна стать система независимой оценки квалификаций работников отрасли. Конечно, диплом подтверждает, что человек прошел обучение. Но соответствует ли он профессиональному стандарту, может подтвердить только независимая оценка. Совет по профессиональным квалификациям в строительстве создает сеть центров оценки квалификаций. Эти центры должны независимо от образовательных организаций дать оценку реальной готовности специалиста. Однако пока их работу задерживает сложная и длительная процедура подготовки необходимых комплектов оценочных средств. Важно, чтобы эта работа была завершена в ближайшее время.