Многие при этом ссылаются на книгу "После трех уже поздно", которую написал японский журналист Масару Ибука. Главный ее тезис таков: после трех лет поздно учить ребенка чему-то, потому что его мозг уже сформировался. Но с точки зрения науки о мозге человека - это миф. Мозг человека развивается всю жизнь. Функциональные возможности мозга в дошкольном детстве с каждым годом только расширяются. Заниматься с ребенком никогда не поздно.
Но живучий миф дает возможность многим дельцам, далеким от науки, предлагать родителям различные методики типа: "читать раньше, чем ходить", "научиться писать в ползунках" и т.п. В 70-е годы прошлого века в нескольких американских штатах по решению губернаторов каждой семье с новорожденным ребенком выдавали диск с классической музыкой. Эти люди поверили в миф об "эффекте Моцарта". Якобы грудной ребенок должен слушать классическую музыку - и тогда он вырастет интеллектуально развитым.
В действительности, на младенцах никогда не проводились исследования, доказывающие, что именно классическая музыка благотворно повлияла на их учебу в школе или в университете. Базой для утверждения об "эффекте Моцарта" послужило исследование среди студентов колледжа.
Родители должны понимать главное - все дети развиваются в разном темпе. Важно одно - чтобы в развитии ребенка не было регресса. Например, малыш уже начал говорить, потом заболел или пошел в детсад или ушла няня - и он замолкает. Вот это должно вызвать тревогу: необходимо выяснить, что произошло. Но родители чаще начинают волноваться по другому поводу: "Он у нас все буквы знает, но не хочет читать!"
Почти 40 лет я занимаюсь изучением физиологических механизмов формирования письма и чтения. Поэтому могу сказать, что составление слова из букв - сложнейший когнитивный акт. Чтобы начать успешное обучение чтению и письму, у ребенка должны сформироваться: внимание, восприятие, память, мышление, моторика, звуковой анализ слова, речь. Все эти процессы достигают уровня, на котором возможно обучение, у кого-то к 4-5 годам, а у кого-то - к 6-7. И когда такого ребенка заставляют читать в 3 - 4 года, он просто функционально не готов, не может освоить чтение. Когда он будет готов, он будет читать даже тогда, когда вы ему будете это запрещать. Потому что буквы и слова - вокруг него.
Пока ваш ребенок не научился правильно держать ручку и правильно сидеть - нельзя начинать писать. Если вы даете ему ручку для письма в четыре года, он ее иначе, чем в щепоть, не возьмет. Он иначе не умеет ее держать! Карандаши ребенку дают и в 2 года, но карандаш держат иначе. Чем раньше вы попытаетесь научить его писать, тем более неправильным будет его способ держать ручку.
Поэтому мы не советуем родителям начинать подготовку к письму раньше 5 лет. К этому времени определяется, какая рука у ребенка ведущая - правая или левая. До 4 с половиной лет он может владеть обеими и одинаково хорошо, и одинаково плохо. Но даже к 5 годам ребенок может правильно взять ручку не более чем на 5 минут. Главное - не требовать от него того, что он по своему возрасту и развитию еще не способен делать.
Но значит ли это, что ребенка не надо готовить к школе? Ничего подобного. Семейная подготовка к школе помогает ребенку избежать стрессов при обучении в первом классе.
К 6-7 годам ребенок должен уметь не читать и писать, а хорошо говорить, общаться, освоить разные движения, проявлять живой интерес к окружающему миру и к людям. А также - совладать со своими эмоциями. Для этого ему необходимо знать, какие именно чувства он испытывает: радость, восторг, удивление, страх, злость. Надо научить его распознавать эти эмоции. К сожалению, современные дети этого не умеют. Это выяснилось в результате массового исследования 60 тысяч детей в 15 регионах России, проведенного два года назад нашим институтом. До сих пор у нас в стране не было таких крупных исследований среди дошкольников. Сегодня мы продолжаем обрабатывать его результаты.
Мы, например, обнаружили, что дети 6-7 лет имеют смутные представления о радости.
Они не могли вспомнить и объяснить, в каких случаях они радуются. Еще хуже они представляют себе удивление. Они вообще не различают такую эмоцию.
Спрашиваешь такого ребенка: что ты почувствуешь, если вдруг на улице появится... слон? Следует вялый ответ: пусть появится, ну и что?
Эмоция, которую современные дети лучше всего дифференцируют в шесть-семь лет, - это страх и злость. Это итог их дошкольного детства. Они боятся новых ситуаций, новых людей, вообще взрослых. Ребенок не должен бояться взрослого, если у них правильно выстроены отношения. Но к сожалению, сегодня родители мало общаются с детьми.
Например, они часто сталкиваются с тем, что ребенок кричит. А он просто не знает, что можно решать свои проблемы иначе, если дома на него всегда кричат. Мало того, что родители зачастую грубы и несдержанны, они еще отличаются и неустойчивостью требований. Если у мамы хорошее настроение - она позволяет одно, на следующий день настроение плохое - и она ругает за то же самое. Эта ситуация "сегодня к сердцу прижму, завтра к черту пошлю" - расшатывает нервную систему ребенка. У него должны быть понятные границы возможного и разрешенного, даже если он - как правило, с трехлетнего возраста - пытается их нарушить.
И еще: современные дети боятся собственных ошибок. Взрослые предъявляют к ним завышенные требования и очень недовольны, когда у ребенка что-то не получается. Страх ошибиться, страх неудачи убивает в детях мотивацию к учебе. Он формирует так называемую "обученную беспомощность". Иногда мы можем видеть ребенка, рыдающего из-за своей ошибки. А вместе с ним - его рыдающую маму.
Такой ребенок будет бояться огорчить маму, не захочет расстраиваться сам, и когда ему будут предлагать сделать что-то новое, он, скорее всего, возразит: "У меня не получится".
А потом мы удивляемся тому, что ребенок, которому не исполнилось трех лет, часами не отрывается от экрана планшета, а 90 процентов дошкольников не хотят идти в школу...