Во-первых, существенно различаются корпоративные культуры в бизнесе и университете. Не всегда сотрудники наших вузов знают о реалиях, в которых работают индустриальные компании, - прибыль, борьба за рынок, непрерывный поиск ресурсов развития и т.п. При этом и бизнес не очень информирован о деталях работы современного российского университета. Получается, что университеты и индустрия разговаривают на разных языках.
Во-вторых, для ИТ-бизнеса все более критичной становится скорость изменений на рынке и скорость реакции на них. Поэтому компании оптимизируют свои бизнес-процессы для максимально возможной их динамичности. Университет сегодня - не только целеориентированная структура, что характерно для бизнеса, но и ценностноориентированная, с большим количеством заинтересованных сторон - государство, компании-партнеры, региональная власть, студенты, их родители и др. - со своими ожиданиями. Это не всегда позволяет университету быть столь же динамичным.
В-третьих, отечественный бизнес не всегда заинтересован в инновационных решениях. Порой научные лаборатории более активно ищут области применения собственных разработок, чем компании, которые за счет этих инновационных решений могут наращивать свою конкурентоспособность.
Простых способов ликвидировать эти барьеры нет. Но снизить их негативное влияние на эффективность партнерства университетов и бизнеса вполне возможно. Университеты, например, могут выступать соучредителями коммерческих компаний - вкладывать в капитал свои научные разработки. В случае с ИТ-компаниями, затраты на основной капитал у которых, как правило, не очень высокие, такая форма совместной работы может быть особенно привлекательной. К тому же постановление правительства "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" стимулирует кооперацию вузов и коммерческих компаний.
Это постановление не только запускает механизмы активного взаимодействия индустрии и вузов, но и нацеливает участников проекта на создание завершенного продукта, успешно выведенного на рынок. Это очень важно, так как разработки порой остаются на уровне отчетов или, в лучшем случае, прототипов, а не завершенных продуктов, которых в реальности требует рынок, потребитель, пользователь.
Конечно, стимулирование импортонезависимости в отечественной ИТ-отрасли необходимо продолжать. При этом есть потребность в механизмах долгосрочной поддержки, в сигнале рынку, что политика импортонезависимости в ИТ - это "всерьез и надолго". Набрать команды, выстроить технологию разработки, найти каналы сбыта продуктов - задачи, требующие времени и серьезных усилий. Учитывая то, что все это не для Windows, а для Unix-платформы, трудоемкость и сложность задач многократно возрастает.
Как правило, специалисты предпочитают использовать широко востребованные среды разработки и технологии, и не склонны менять профессиональный профиль. Именно поэтому многие импортозамещающие проекты сталкиваются с нежеланием специалистов работать в непопулярных с точки зрения рынка направлениях. Но если убедить бизнес, что речь идет не о единичных проектах, а о долгосрочной работе, то, с одной стороны, возникнут новые рыночные сегменты, а с другой - университеты смогут полноценно реализовать свой потенциал, как центры формирования новых компетенций.
При реализации долгосрочных проектов в области ИТ необходимо ориентироваться не только на отечественный рынок, но и на мировой. Создавать продукты с высоким уровнем функциональности и сервисной пользовательской поддержки. Только так можно задавать верные приоритеты командам разработчиков отечественных программных продуктов, привлекая в них профессионалов высокого класса и обеспечивая - в перспективе - глобальную конкурентоспособность создаваемым продуктам.