Это "Обыкновенное чудо” - сказка Евгения Шварца, поставленная в Театре на Дубровке Иваном Поповски и Алексеем Иващенко. Хорошо знакомый по фильму Марка Захарова сюжет раскручивается как тугая пружина. Актеры играют азартно, броско, смакуя потрясающий текст Шварца и находя в нем все новые оттенки. Для меня этот вечер промелькнул как момент абсолютного актерского и зрительского счастья, о котором потом возбужденно рассказываешь родным и знакомым.
Конечно же, в спектакле есть переклички с классическим шедевром Марка Захарова, почтительный поклон ему. Но это совсем другое зрелище. Не лучше и не хуже - другое. Это даже не совсем мюзикл. Скорее, это спектакль славной вахтанговской традиции, заражающей зрителя энергией веселого актерского озорства. Он, как "американские горки”, которые в Америке зовут "русскими”, бросает зрителя от смеха в щемящую тишину, в лирических сценах переходя почти на шепот. Это спектакль отличного драматического театра - волшебная сказка с восхитительной музыкой Геннадия Гладкова, как ее мог бы сыграть театр Вахтангова в его лучшие годы.
Для кино пьеса Шварца, понятно, была сильно сокращена. Со сцены она звучит почти без купюр, и в ней обнаружились мудрейшие монологи, способные разлететься на "крылатые фразы”, и диалоги, сверкающие, как клинки. Возникли ситуации, каких не было в фильме. С этим спектаклем мы вернулись к великому первоисточнику, который оказался в тени всеми любимой кинокартины.
Актеры спектакля показывают высший класс владения сложнейшим языком вот такого универсального театра - от фехтования репликами до фехтования на шпагах, от классических театральных монологов до ансамблевого пения. Особенно хороши Король у Юрия Мазихина, Министр-администратор у Антона Эльдарова и Виктора Добронравова, Эмилия у Оксаны Костецкой, Медведь у Кирилла Запорожского, Волшебник у Игоря Балалаева, Хозяйка у Элены Денисенко. Подкупает искренностью Принцесса у Юлии Пак.
Если бы такой шедевр шел в центре города лет пятнадцать-двадцать назад, в его зале была бы "вся Москва”. Это была бы одна из театральных сенсаций. О ней писали бы газеты, фото из "Обыкновенного чуда” были бы на обложках журналов. Но это был спектакль начала десятых годов нового века. Никто из театральных критиков не пришел ни на премьеру, ни на последующие спектакли. В печати почти не было откликов. "Черная дыра”. Спектакль в нее провалился в силу рокового стечения обстоятельств.
Во-первых, он обозначен как мюзикл. На мюзиклы критики драматического театра не ходят - не их жанр. Критики театра музыкального - тоже: они заняты оперой и балетом. Спектакль оказался как бы на ничейной территории. Появись такое на сцене Вахтантовского театра - сработала бы репутация театра, критики пошли бы, и спектакль несомненно вошел бы в обойму тех немногих, которые нельзя пропустить. Но "Обыкновенное чудо” было выстроено по принципу антрепризного спектакля. И критики не пошли, и пресса молчала, и большинство потенциальных зрителей про спектакль не узнали.
Роковую роль в судьбе спектакля сыграла и площадка, где его играли. Дубровка для страны связана с памятью о трагедии "Норд-Оста". Конечно, это тягостное чувство мгновенно исчезало, едва мы входили в зал, где весна, где шуршат травы и перекликаются птицы. Но прежде нужно в этот театр войти. Нужно до него доехать. Нужно в него захотеть. Но рекламы у "Обыкновенного чуда” практически не было - она неподъемно дорога. Шедевр шел при полупустых залах и довольно быстро исчез с лица земли.
Фестиваль "Дубль дв@" для того и создан, чтобы о талантливом создании талантливых людей узнало как можно больше ценителей хорошего искусства. Сегодня у вас есть возможность насладиться "Обыкновенным чудом”. Не упустите ее.