Анализ, каждый год проводимый как инспекцией труда, так и прокуратурой, показывает, что чаще всего несчастные случаи на производстве происходят на строительных работах (около 35 процентов). На втором месте - на транспорте в результате ДТП (около 15 процентов). Это и травматизм дорожных рабочих, и работников иных сфер, направляемых в командировки или поездки по служебной необходимости. На третьем месте - травмы, полученные непосредственно на производственных предприятиях (около 13-14 процентов). Как правило, на крупных либо тех, работа на которых связана с опасными веществами (например, взрывчатыми).
Сокращение травматизма, на наш взгляд, связано с общим снижением производственных мощностей в связи с финансовым кризисом, а также с более строгим подходом государственных органов к расследованию таких ЧП, в результате чего стали чаще фиксироваться несчастные случаи, не связанные с производством. Кроме того, наблюдается тенденция роста случаев, когда пострадавшие не были официально трудоустроены на предприятии, и подобные травмы не попадают в статистику производственного травматизма, а проходят как бытовые.
В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что и работодатель, и сотрудник зачастую не готовы к возможным несчастным случаям и не знают, как вести себя в этой ситуации. Как правило, это только усугубляет положение. Для бизнеса травматизм и гибель сотрудников на производстве грозит выплатой морального вреда потерпевшим или его родственникам, административными штрафами, а также уголовным преследованием в отношении работников, ответственных за организацию безопасности условий труда.
В то же время для предотвращения несчастных случаев достаточно соблюдать ряд простых правил.
Во-первых, принимать на работу "вменяемых" людей. Очень большое количество несчастий происходит из-за элементарного нежелания думать головой и беречь себя. Если в процессе работы очевидно, что сотрудник не считает важным соблюдать правила, надо без сожаления с ним расставаться. Он не только подвергает опасности себя и своих руководителей (случись что - крайними будут именно они), но и дезориентирует еще 10-12 работающих рядом коллег.
Во-вторых, надо соблюдать хотя бы элементарные требования законодательства. Принять человека на работу, проинструктировать его, оформить все бумаги. И делать это на регулярной основе. Потому что, когда случается несчастье с работником, в первую очередь проверяются все документы и наличие подписей в них. Например, мы ведем дело о гибели нескольких человек на строительном объекте. Как выяснилось (после гибели, конечно), эти люди даже не были оформлены, хотя на тот момент проработали уже порядка нескольких месяцев. Соответственно, не было никаких документов по технике безопасности. Сейчас ситуация по уголовному делу для руководителей этой организации складывается очень непросто.
Третье - не нужно экономить на специалисте по охране труда и на средствах индивидуальной защиты: это обойдется в любом случае дешевле. И четвертое - если инцидент все-таки произошел, гораздо безопаснее действовать по закону, чем пытаться что-то придумать. Каждый "скрытый" несчастный случай элементарно раскрыть и доказать, что влечет за собой гораздо больше проблем.
Все платежи осуществляет Фонд социального страхования, работодатель лишь компенсирует моральный вред. Отношение в судах к цене и ценности жизни человека оставляет, к большому сожалению, желать лучшего. Суммы взыскиваются очень скромные, совершенно несопоставимые с громкими цифрами, которые периодически мелькают в СМИ, и не компенсирующие моральные страдания, а зачастую еще больше унижающие человека. Средний размер компенсаций, присуждаемых как моральный ущерб в связи с повреждением здоровья, составляет 100-200 тысяч рублей.
Поэтому в таких ситуациях нужно, во-первых, искренне посочувствовать пострадавшему работнику. Для того чтобы получить положенные компенсации, ему придется изрядно побегать по инстанциям, выслушать много "приятных" слов в свой адрес. Это все - в совокупности с состоянием отчаяния и безысходности от потерянного здоровья и полного непонимания, как жить дальше.
А во-вторых, нужно стараться решать вопрос миром, с учетом всех обстоятельств. Проконсультироваться о судебной практике в регионе, пообщаться с самим пострадавшим или его семьей, предложить разумный вариант компенсации. Конечно, работодатель всегда старается максимально сэкономить, и здесь у каждого своя правда. По делам такого рода суд является, по моему мнению, самой последней и самой излишней инстанцией. Всегда можно договориться о разумном компромиссе. Но на практике, к сожалению, работодатели (особенно это касается крупных предприятий) зачастую ведут себя неразумно, запуская ситуацию до суда.