По его словам, интенсивность судоходства по так называемой Вытегороской лестнице шлюзов - основному звену Волго-Балта на реке Вытегре - выросла на 20 процентов, а загруженность причалов у правого берега Невы в Северной столице - на 11 процентов. "Можно сказать, что из кризиса мы вышли", - заметил Биргер.
При этом, согласно оценкам чиновников, общий поток судов по Волго-Балту в 2017 году должен сохраниться на прошлогоднем уровне - около 12,5 тысячи судов (из них 5160 груженых) и 16,25 миллиона тонн грузов. Так что резкого увеличения общего потока грузовых судов не ожидается, впрочем, как и уменьшения. Пока что администрация осторожно прогнозирует небольшой рост трафика.
Самые заметные изменения коснутся логистики. Так, в этом году петербуржцы не увидят крупнотоннажные суда типа "Невский", которые раньше причаливали с грузом песка к Октябрьской набережной (эти корабли с низкой рубкой могут проходить под мостами, не требуя разводки). Отныне их будут разгружать на терминалах в Финском заливе.
Навигация официально открывается в ночь с 14 на 15 апреля - из-за холодной весны ее пришлось перенести на более поздний срок (обычно корабли начинают ходить с начала месяца). Впрочем, технические возможности позволяют начать ее и раньше - уже
10 апреля петербургский Мосто-трест готов начать разводку мостов, однако на эту дату пока не поступило ни одной заявки от судовладельцев - по всей видимости, все нацелились на середину месяца, когда в регион обычно приходит теплая погода.
Что же касается обмеления волжского бассейна, в администрации Волго-Балта считают, что к Северо-Западу эта проблема прямого отношения пока не имеет. Хотя и серьезно влияет на объем грузовых и туристических перевозок. Как заметила заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта минтранса Ирина Ориничева, на сегодняшний день Волга практически потеряна как транзитная транспортная артерия, из-за чего исчезли такие круизные маршруты, как Санкт-Петербург - Астрахань, Москва - Астрахань или Москва - Волгоград. Однако сильнее всего пострадали грузоперевозки - для прохода груженых кораблей нужна гарантированная глубина в 4,5 метра, согласно стандартам Единой глубоководной системы, объединяющей российские речные пути европейской части страны. При этом уже четверть водных магистралей обмелела до четырех метров, а местами и до двух с небольшим, что привело к серьезному сокращению объема грузоперевозок.
Впрочем, в СЗФО дела пока обстоят вполне благополучно.
- На Волго-Балте глубин сейчас вполне хватает, уровень в Ладожском озере подрос на 60 сантиметров, на реке Шексне и на Белом Озере воды также предостаточно, - рассказал Аркадий Биргер. - Сейчас идет подготовка гидротехнических сооружений, которые будут введены в строй к 30 апреля.
Пресловутые гидротехнические сооружения, или, попросту, шлюзы, - давняя головная боль администрации Волго-Балтий-ской магистрали - в этом году заработают одними из последних в российской системе речных коммуникаций. За прошедшие с момента открытия 53 года многие элементы и сооружения Волго-Балта ни разу не ремонтировались. В частности, еще в 2012 году состояние Волховского шлюза было признано крайне опасным, а Волховстроевская транспортная прокуратура велела немедленно начать его реконструкцию, которая должна быть завершена до 2019 года и обойдется бюджету в 1,3 миллиарда рублей. 1100-километровая система каналов, озер и рек, соединяющая Волгу с Балтийским морем, до сих пор остается одной из важнейших водных магистралей страны, но шлюзы по-прежнему отделаны деревом, а их механизмам давно пора на пенсию.
Тем не менее, администрация Волго-Балта заявляет, что особых проблем со шлюзами нет, все они работают (по крайней мере, должны работать) исправно.
- На сегодняшний день не закрыт только один, седьмой шлюз на реке Шексне. Однако это не скажется на пропускной способности водных путей, поскольку он фактически является дублером соседнего восьмого шлюза, а тот находится в рабочем состоянии, так что кораблям не грозит задержка, - подчеркнул Биргер.
Отметим, что еще в 2012 году было принято решение выделить из федеральной казны 13 миллиардов рублей на комплексное обновление гидросооружений Волго-Балта. В программу входит реконструкция 11 шлюзов и трех гидроэлектростанций, расширение судовых ходов, укрепление берегов, модернизация систем навигации и радарного контроля. В итоге, по словам чиновников, на сегодняшний день пропускную способность удалось увеличить в 2,5 раза.
Старт навигации по Волго-Балту означает одновременное начало сезона разводки мостов в Северной столице. В этом году чиновники пошли на нововведение, которое понравится судовладельцам и туристам, но вряд ли будет оценено простыми горожанами и автомобилистами. Отныне Дворцовый и Троицкий мосты будут разводить на 15 минут раньше обычного - в 01.10 и 01.20 соответственно. Это сделано для того, чтобы туристы смогли полюбоваться процессом поднятия крыльев мостов перед тем, как по Неве пойдет колонна сухогрузов и барж. По мнению властей, такой ход повысит безопасность судоходства и позволит избежать случайного столкновения барж с прогулочными судами.