В настоящее время объемы глобальной торговли сокращаются, поэтому все большее значение приобретают развитие технологий и инфраструктурные проекты, считает Рольф Безингер, статс-секретарь министерства экономики, транспорта и инноваций вольного и ганзейского города Гамбург. Создать особые условиях для развития технологий позволяет кластерная политика, которая также дает большие преимущества для развития отдельных регионов. В кластерах сильнее промышленность, кадровый потенциал, научная база.
- В экономике Вологодчины можно выделить пять кластеров: металлургический, химический, лесопромышленный, машиностроительный и агропродовольственный. По оценке министерства экономического развития, это наиболее привлекательные сегменты отечественного рынка, в которых заложен потенциал для роста от 6 до 20 процентов в 2018 году, - считает губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
По словам Безингера, развитие новых технологий и индустрии 4.0 в частности не только повышает качество товаров, но и усиливает конкуренцию между компаниями. В результате растет интеграция между предпринимателями, увеличивается частота использования мобильных приложений на основе индустрии 4.0. Эти процессы оказывают позитивное влияние на экономику в целом, так как никто в одиночку не может противостоять внешним экономическим вызовам, считает эксперт. Для того чтобы ответить на экспансию азиатских экономик, требуется сотрудничество компаний, особенно - в приграничных территориях.
Однако не надо думать, что развитие и внедрение высоких технологий - тенденция, которая касается экономик только развитых стран.
- Основной мегатренд лежит в другой плоскости, - говорит Йохан Вандерплаетсе, президент "Шнайдер электрик" в РФ и СНГ. - Сегодня у миллиарда человек в мире нет доступа к электричеству, и обеспечение их потребностей - вот главная задача.
Другой вызов - это глобальное потепление, считает эксперт. Нужно в три раза сократить выброс углекислого газа в атмосферу, и мы последнее поколение, которое может это сделать. Главной в экономике становится концепция трех Д - декарбонизация, децентрализация и диджитализация. Первое Д означает сознательное потребление энергии. Хорошим примером, говорит эксперт, является Германия, где к 2030 году треть используемой энергии будут солнечной. Конкурентное преимущество получают компании, которые сегодня инвестируют в использование альтернативных источников энергии. Так "Тесла", делающая ставку на производство супер-электрокаров, становится главным конкурентом всех гигантов мирового автопрома.
Второе Д - это децентрализация источников энергии, разработка самовосстанавливающихся умных технологий и умных приборов учета.
Эти меры позволят чаще использовать альтернативные источники энергии, так как, по прогнозу Всемирного банка, к 2030 году с ростом стоимости первичной электроэнергии в мире, и прежде всего нефти (поскольку запасы дешевых традиционных источников энергии становятся все меньше), все меньше людей будет иметь доступ к электричеству.
А в связи с распространением электромобилей в мире количество расхода электроэнергии повысится еще на 15-40 процентов.
Об этом говорят и российские эксперты, которые отмечают один из устойчивых трендов российской экономики последнего десятилетия - динамичное развитие рынка малой генерации. Сегодня доля распределенной энергетики в общем энергобалансе страны составляет 8 процентов. В планах - увеличение этого показателя до 20 процентов к 2020 году.
- Все больше предприятий склоняются к необходимости строительства собственных источников энергии, поскольку та сумасшедшая неэффективность, которую мы получаем со стороны предприятий - естественных монополистов, тех же сетевых компаний, переходит все грани добра и зла, - прокомментировал ранее заместитель председателя комитета по энергетике Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Денис Черепанов.
И, наконец, третье Д - это повсеместное внедрение высоких технологий, включая Интернет вещей и концепцию умных городов. Причем, говорит Вандерплаетсе, концепция трех Д актуальна и для России, так как технологии стремительно меняются повсеместно.
- Технологии оказывают существенное влияние на развитие ряда отраслей экономики и в нашей стране, - говорит Александр Борисов, директор компании "Полисан". Хороший пример тому - фармацевтика, которая вышла на качественно новый уровень благодаря кластерному развитию.
- За пять лет новые технологии глобально изменили эту отрасль, сформировав костяк из 40 предприятий полного цикла, выпускающих самые современные препараты в нашей стране, - считает эксперт.
- Производство по принципу полного цикла является залогом фармакологической независимости страны. Конечно, конкурировать с азиатскими производителями в ценовом сегменте нет смысла. Здесь мы занимаем заведомо слабую позицию. Однако в вопросе высокотехнологичных препаратов, думаю, вполне можем составить достойную конкуренцию. Производство от молекулы до готовой лекарственной формы позволяет осуществлять контроль качества на каждом этапе производственного процесса, - убежден Александр Малин, генеральный директор компании "Натива". - Перспективной для России нишей являются как раз фармпродукты сложного синтеза, состоящего из множества стадий.
Несмотря на заложенную базу, российская фармацевтика также ориентирована на мировые тренды, среди которых уже упомянутая диджитализация. По словам Борисова, на отрасль будут все больше оказывать влияние основные векторы развития.
Среди них - персонализированная медицина, предполагающая качественную диагностику состояния каждого пациента, цифровая фарма - ускорение лечения пациента через цифровую диагностику, мобильную медицину и телемедицину. Другой тренд - пациентоориентированная модель, которую определяют наличие доступных препаратов для пациентов (таких, как дженерики). И, наконец, биотехнологии - один из наиболее быстрорастущих сегментов фармацевтического рынка, на их долю приходится свыше 20 процентов всего объема продаж. Успех данной категории препаратов, как правило, связан с их более высокой эффективностью по сравнению с химически синтезированными препаратами, а также с меньшим числом побочных эффектов.
Таким образом, как бы далеки не были текущие потребности российской экономики, ключевые мировые тренды проникнут в экономические процессы и коренным образом изменят их. И задача бизнеса - вовремя откликнуться на эти вызовы.
Алексей Мордашов, сопредседатель делового совета "Северного измерения":
- Технологии, несомненно, все больше меняют наш мир. В том числе появились совершенно новые методы повышения эффективности производственных процессов. При этом в прошлом мы слышали много негативных прогнозов о влиянии новых технологий на жизнь, но люди всегда находили выход из технологических ловушек, и справедливо будет заметить, что жизнь человека в целом улучшается во многом благодаря инновациям.