Если в двух словах, эта церковь в Мелётово старше Успенского собора Московского Кремля. О ее росписях (в частности, о чрезвычайно редком сюжете об Анте Скоморохе) писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Ее изучали и спасали реставраторы в 1920-1930-х годах. В 1933 году (!) были раскрыто 16 фрагментов росписей, укреплен фресковый грунт, впервые была найдена надпись о создании храма. В 1934 году в Мелётово работала экспедиция из Третьяковской галереи под руководством Юрия Александровича Олсуфьева. Того самого, который занимался реставрацией "Троицы" Андрея Рублева. Олсуфьев был расстрелян в марте 1938-го на Бутовском полигоне. Как был расстрелян годом раньше другой легендарный реставратор Александр Иванович Анисимов, тоже работавший в Мелётово. Вскоре после войны реставраторы вновь возвращаются к этому памятнику. В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа эта церковь XV века получила статус памятника федерального значения и была внесена в список памятников архитектуры, "подлежащих первоочередной подготовке к музейному показу". С 1961 по 1968 год памятник был отреставрирован и включен в Псковский музей-заповедник.
С тех пор минуло без году полвека. И тут-то во времена, казалось бы, самые благоприятные для спасения шедевра древнерусской культуры, обнаружилось, что жемчужина древнерусского зодчества находится в "остроаварийном состоянии". Понятно, почему. Начиная с 1990-х годов деньги даже не на реставрацию - на противоаварийные работы выделялись, мягко говоря, нерегулярно. "Противоаварийные работы были начаты в 1990-е и в начале 2000-х, но финансирование прекратилось. С 2006 года на реставрацию живописи ни копейки не выделяли. Одиннадцать лет фрески существуют без реставрационной поддержки. Но это же не может продолжаться вечно, - рассказывает Таисия Викторовна Круглова, заведующая отделом Псковского музея-заповедника, в ведении которой находятся памятники монументальной живописи. - Сейчас к проблемам сохранности фресок еще добавились проблемы сохранения самого здания церкви. На его укрепление выделялись деньги в 1996-1997 годах. Тогда определенный объем работ был сделан, но работы не завершены. Сейчас образовались трещины в стенах, идет просадка фундамента. Всем это сказывается на живописи".
Сейчас, правда, выделены деньги на проектные работы, но большой вопрос, будут ли деньги на то, чтобы этот проект воплощать в жизнь. Таисия Викторовна уверена, что памятник спасти можно. Главное, чтобы реставрационные работы велись систематически. "Что у нас получается? Год дают деньги - потом десять лет их нет. Ну, это же не реставрация. Должно быть финансирование по определенной программе, которое рассчитано на конкретный срок. Тогда мы можем привести памятник в порядок".
То, что он будет востребован, сомнений нет.