По данным министерства экономического развития Ростовской области, в 2015 году число работников в регионе составляло 1 миллион 74 тысячи человек, а средняя зарплата - 23 тысячи рублей. По итогам 11 месяцев прошлого года эти показатели составили 1 миллион 72 тысячи человек и 25 тысяч рублей.
Зарплата таким образом выросла на 11 процентов, а работающее население сократилось на один процент. Последний показатель, можно сказать, колеблется в пределах статистической погрешности. Инфляция в Ростовской области за то же время достигла 5,2 процента (общероссийская - 5,4). Если сравнивать этот показатель с прошлогодним ростом зарплаты, то можно сказать, что тенденции трудового рынка вполне позитивны. Регион выходит из кризиса, вызванного падением цены на нефть и экономическими санкциями.
Но есть два но. Во-первых, этот позитив хорошо выглядит на фоне тяжелого для экономики 2015-го года, когда зарплата практически не росла, а инфляция превысила 12 процентов. Во-вторых, многие предприниматели хотя и не снижали зарплату, но урезали соцпакеты и увеличивали производственную нагрузку на работников. Условно говоря, количество компаний, которые раньше платили тысячу рублей в месяц за восемь часов труда, а теперь платят ту же тысячу за 12 часов работы, выросло многократно.
При этом официальной статистики относительно соблюдения статьи 91 действующего Трудового кодекса РФ на сегодня нет. Нормальное рабочее время, согласно этой статье, не может превышать 40 часов в неделю. Сегодня данная норма все реже соблюдается. К примеру, на популярном сайте "Авито" вакансий с шести, а то и с семидневной рабочей неделей и с 10 - 12-часовым рабочим днем - сотни. Объявления типа: "Требуется кладовщик-комплектовщик с графиком работы 6/1 (ночные смены) с 20:00 до 08:00" или "Компании требуется курьер на доставку роллов, сменный график работы: с 8:00 до 23:00 или с 17:00 до 8:00" - самое обычное дело. Эксперты говорят: это связано с инерцией кризиса, когда собственники и руководители компаний разного масштаба искали способы формально не понижать зарплату, но фактически удешевляли труд тем или иным способом.
В Ростове за последний год количество откликов на местные вакансии, согласно собственным исследованиям компании "Авито", уменьшилось на 23 процента. Подобную тенденцию можно найти и на двух других популярных площадках, Superjob и Headhunter. Большая часть вакансий - предложение низкоквалифицированного труда, и на них претендуют в основном мигранты, которые готовы браться за любую работу. Работодатель, понятно, все это учитывает и экономит на заработной плате.
Что это означает на практике? Вот один из примеров.
В довольно крупной компании, торгующей медикаментами, рабочий день комплектовщика - 12 часов. Он неделю трудится днем и неделю - в ночную смену. Его задача - найти внутри огромного склада нужные медикаменты и собрать мелкооптовые заказы. Чтобы хоть что-то заработать, надо все рабочее время передвигаться по складу в спортивном темпе. На складе нет стульев и скамеек для того, чтобы работник мог присесть и отдохнуть. В итоге долго никто не выдерживает, на предприятии невероятная текучка кадров. Единственный плюс - устроиться туда может кто угодно без мучительных собеседований с кадровиками.
Специалисты подчеркивают, сегодня время работодателя, а не работника. Он диктует порой самые сумасбродные условия. На портале Superjob, к примеру, можно найти уникальные вакансии. Одна из них подразумевает ежедневное испытание дивана в положении сидя, лежа, полулежа не менее 10 часов в сутки согласно чек-листу. От работника требуется "ежедневная проверка надежности механизмов путем складывания и раскладывания дивана, заполнение еженедельного отчета о результатах испытаний, ежедневный просмотр телевизионных передач на диване". Самое любопытное, что от диванного эксперта ждут "высшего образования (желательно технического)", а также наличия квартиры в собственности. Зарплату обещают - 40 тысяч рублей.
Юрий Кулиш, председатель Ростовской областной организации Электропрофсоюз:
- Сейчас в коллективном договоре, который энергетическая компания заключает с трудовым коллективом, зафиксированы различные социальные выплаты. Право на получение различных льгот, гарантий и компенсаций сохраняется, но работодатель начинает активно экономить. Скажем, если раньше при регистрации брака энергетикам выплачивали материальную помощь в размере трех МРОТ (18 600 рублей), то сейчас - 7 000 руб. Работникам со стажем 15 лет выплачивалось единовременное вознаграждение в размере оклада, и каждые последующие пять лет оно увеличивалось и достигало четырех окладов. Теперь этого нет. В 2016 году средняя зарплата члена Электропрофсоюза в Ростовской области составила 30995 рублей, в 2015-м - 29 924.
Все эти перемены мы обсуждаем с членами профсоюза перед подписанием коллективного договора. И надо сказать, люди входят в положение работодателя, относятся с пониманием к ситуации. Но есть факты грубого нарушения прав работников. Например, в 2014 году всем работникам аппарата управления энергетической компании не проиндексировали оклады в соответствии с коллективным договором. В облкомитет Электропрофсоюза 209 человек из 600 подали заявления с просьбой восстановить их нарушенные права. По нашим подсчетам персоналу недоплатили 11 миллионов рублей. Мы составили исковое заявление в суд, но после переговоров с руководством вопрос был решен в досудебном порядке, деньги выплатили.