Ректор: Стараемся донести до студентов, что главный в клинике пациент

Новый Закон "Об образовании в РФ" изменил очень многие подходы к организации и структурированию уровней образования и программ бакалавриата, магистратуры и специалитета. Медицинское сообщество тогда настояло на том, что нельзя делить высшее медицинское образование на бакалавриат и магистратуру, и подготовка врачей продолжается по специалитету. Но кроме получения диплома появилось понятие "аккредитация специалиста", то есть дополнительный этап допуска к профессиональной деятельности и выпускников вузов, и практических врачей, которые работают уже не один год.

Вследствие этого требования к вузам и учебным программам существенно возросли в контексте практической подготовки студентов. Но здесь есть ряд сложностей: во-первых, усложненный допуск студентов в практическое здравоохранение, во-вторых, у медвузов должны быть соответствующие клинические базы, а они есть не везде. В-третьих, преподаватели должны совмещать и преподавательские, и врачебные функции.

Много дискуссий по-прежнему вызывает отмена интернатуры. Как этап обучения и практической подготовки врача, она существует давно и неплохо себя зарекомендовала. Но в 90-е годы прошлого века из года практической подготовки выпускников ее по сути превратили в дополнительный год академического обучения, когда врачи-интерны слушали лекции, ходили с кафедры на кафедру, и фактически это не прибавляло им практических компетенций. Но и сегодня выпускникам их явно недостает. Мне кажется, что стоило бы, не меняя нынешнего законодательства, перенести первичную аккредитацию выпускников медвуза на один год позже. И разрешить им этот год работать помощником врача или врачом-интерном, для чего ввести в штатное расписание поликлиник и больниц такую новую должность. Тогда под контролем опытного врача-наставника выпускник мог бы приобрести практические навыки, освоить всю требующуюся документацию и т.п. И затем получить (или не получить) рекомендацию от этого врача, чтобы пройти аккредитацию. Так, например, это сделано в Германии.

Стоило бы, не меняя нынешнего законодательства, перенести первичную аккредитацию выпускников медвуза на один год позже

Для этого не потребуется дополнительных средств финансирования системы образования, а для клиник такие помощники врача стали бы неоценимыми сотрудниками, которых сейчас остро не хватает. Они могли бы работать, например, в приемном отделении больницы, вести первичный прием на терапевтическом участке, вести документацию и т.п. Пока этот вопрос не обсуждается, хотя все хотят вернуть интернатуру. Но в прежнем ее виде для практической подготовки врача она ничего не даст.

Изменения произошли и в ординатуре, которая ведет подготовку врачей по специальностям. Сейчас идет их сокращение. Считаю, что это правильно, потому что в последние 20 лет специализация зашла так далеко, что скоро мы имели бы специалиста отдельно "по правой ноге" или "по одному зубу". Но это никак не улучшает качество подготовки специалистов. Мировой опыт показывает, что количество специальностей в медицине не должно превышать 60-70, а не 120, как было у нас в последнее время. Конечно, у нас появится и роботизированная медицина, и тканевая инженерия, и другие новые специальности. Но если мы говорим о лечебном деле, подготовка врача должна быть достаточно широкой. Мне кажется, что именно широта подготовки и медицинских взглядов наших стоматологов ставит их немного выше зарубежных коллег. И эту традицию надо обязательно сохранить.

Серьезно меняется и система непрерывного медицинского образования (НМО). Если раньше врач должен был проходить повышение квалификации один раз в пять лет, то в последние 3-4 года мы реально подошли к тому, что он должен учиться действительно непрерывно, чтобы подтверждать свою аккредитацию. К 2022 году все врачи, которые вступили в систему НМО, будут проходить аккредитацию на основании того, чему они обучатся в течение предыдущих пяти лет. Те же, которые не войдут в нее, просто не смогут больше работать врачами.

Конечной целью модернизации медицинского образования должно быть повышение качества помощи, которую врачи оказывают людям

Система реализуется в рамках сайта, который контролируется Минздравом Российской Федерации. В рамках сайта формируются пакеты образовательных компонентов НМО. За пять лет врач должен набрать 250 часов образовательной активности. Часть из них - учебная программа в 36 часов в год - это вузовский компонент. Сейчас мы этот компонент дорабатываем для тех врачей, которые выберут наш университет. Еще 14 часов они должны будут набрать в тех образовательных программах или на мероприятиях, которые проводят профессиональные организации. Эти модули они также должны сформировать и опубликовать на сайте. В результате набора полного пакета часов каждый врач будет допущен к сдаче тех экзаменов, которые будет предусматривать аккредитация. Ее регламент пока еще до конца не определен. Считаю, что требовать от врачей сдачи компьютерного теста, а тем более мануальных навыков, будет не совсем правильно, особенно для старших возрастных категорий.

Конечной целью модернизации медицинского образования должно быть повышение качества той помощи, которую врачи оказывают людям. У нас много талантливых врачей, чьи имена все знают. Они не уступают своим зарубежным коллегам, а порой и превосходят их. Но общий средний уровень врачей там выше. Во многом это зависит от экономической составляющей, от модернизации, которая проходит сейчас во всех сферах. Но вторая сторона - это нацеленность на потребителя. Когда мы поймем, что главный в клинике - не врач, не отделение, а тот, кто туда придет за помощью, думаю, у нас медицина будет гораздо лучше, чем мировая. Этому мы и стараемся научить наших студентов.