Если документ, первое чтение которого Госдумой намечено на апрель, будет принят в его нынешнем виде, итогом станет рост новостроек в лесу. В первую очередь в лесополосе вблизи крупных городов. Хотя эти земли и так сопровождают скандальные стройки и вырубки.
Проблема в том, что сейчас участки лесного фонда перемежаются с землями других категорий, чаще всего населенных пунктов. Из-за неоднозначного статуса таких земель и возникают многочисленные споры. В основном они связаны с застройкой территорий, которые одновременно могут значиться в лесном реестре и в Едином Государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом в зависимости от ведомства данные могут сильно разниться. Например, по сведениям Рослесхоза, выявлено 263 тысячи пересечений с землями лесного фонда на площади около 1,7 миллиона гектаров, а по данным Росреестра - 377 тысяч. Тогда как независимые эксперты считают, что речь может идти о 1,5 миллиона участков по всей стране.
Откуда берутся земли двойного назначения? Довольно часто муниципалитеты продают земли на окраине деревни или города без проверки сведений об их границах в лесном реестре. По генплану участок относится к землям населенного пункта и строить там можно. Но вдруг новому владельцу приходит штраф за нарушение правил использования лесного фонда, требование снести все постройки, посадить лес и вернуть землю обратно в лесной фонд. Ведь лесной фонд - это государственная собственность. И купить такую землю нельзя, только арендовать.
С коллизией могут столкнуться все - и обычные граждане, и бизнес. Впервые о том, чтобы "простить" таких землепользователей, заговорили год назад. Тогда же минэкономразвития представило законопроект. К сегодняшнему дню он прошел антикоррупционную экспертизу и все прочие этапы общественного обсуждения.
Приоритет предлагается оставлять за данными Росреестра. Владельцы участков, расположенных на территории лесного фонда, смогут исключить их из состава "лесных" земель, передвинув границы. Также из земель лесного фонда хотят исключить земли так называемых лесных поселков, которые строились как временные объекты для освоения лесов, а по факту давно стали обычными населенными пунктами. Таких поселков до сих пор много вдоль Байкало-Амурской магистрали.
"Порядок наводить нужно, но сначала правильнее было бы поставить на кадастровый учет земли лесного фонда", - считает и.о. декана факультета лесного хозяйства Московского государственного университета леса Владимир Липаткин. По его мнению, вся эта история с "лесной амнистией" возникла только из-за того, что в свое время государство решило действовать снизу, разрешив регистрировать свои права на участки сначала населению. Хотя начинать надо было с лесов и земель населенных пунктов.
По информации, на которую ссылается первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев, на сегодняшний день 70 процентов лесов не стоят на кадастровом учете, а площадь земельных участков, имеющих наложения с землями лесного фонда, исчисляется сотнями тысяч гектаров.
Эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов согласен, что принятие законопроекта без корректировок может "помочь" в легализации различных неправомерных решений, увеличению процента застроенных территорий в лесу и потере больших площадей в первую очередь защитных лесов вокруг мегаполисов.
Он также обратил внимание еще на одну норму "лесной амнистии", которая учитывает необходимость достижения соотношения застроенной и незастроенной территории населенного пункта исходя из соотношения 30 и 70 процентов. "Получается, что к населенным пунктам будут присоединены лесные массивы по размерам, превышающим их более чем в два раза", - заметил Дмитрий Миронов. И тогда, по его мнению, правильная идея может обернуться масштабным поглощением лесных территорий в местах, которые уже сегодня имеют плотную застройку.
Эксперты сходятся во мнении, что к имеющимся разночтениям нужно подходить в каждом случае индивидуально. Смело амнистировать можно лишь частников, которые оформили право на дачу с несколькими елочками по границе до 1 января 2007 года, когда вступил в силу новый Лесной кодекс.
В остальных случаях надо внимательно смотреть, нет ли в действиях собственников схемы по выводу земель под строительство, скажем, элитных коттеджных поселков в лесу.