Почему курганский знак качества не оправдал доверия

Власти и бизнес Курганской области считают, что знак "Зауральское качество" перестал эффективно работать и нуждается в обновлении.

В свое время Курганская область стала одним из первых регионов в России, где был принят закон о качестве продовольствия, запрещающий использовать бюджетные средства на закупку продуктов питания с генно-модифицированными ингредиентами. В 2007 году учредили знак "Зауральское качество", гарантирующий, что продукт изготовлен из местного сырья и безопасен для потребления. Затем появился одноименный клуб, куда вошли производители экологически чистых натуральных продуктов.

По мере раскрутки эмблема привлекала все новых переработчиков и стала позиционироваться уже в качестве регионального бренда. Если в 2008 году знаком "Зауральское качество" 14 предприятий маркировали 111 видов своей продукции, то в 2011 году фирменная отметка появилась на 739 товарах, а количество предприятий выросло вдвое.

Но со временем интерес бизнеса, да и покупателей к "Зауральскому качеству" стал угасать. По данным регионального департамента АПК, в прошлом году право нанести знак на упаковку получили только 16 предприятий по 484 наименованиям продукции. Правда, как выяснилось, никто толком не анализировал, почему знак утратил свою привлекательность.

- Десять лет прошло, проект себя исчерпал, его нужно закрыть и начать другой, - категоричен гендиректор мясоперерабатывающего предприятия Дмитрий Ильтяков.

Интересно, что как раз это предприятие никогда не маркировало фирменным знаком свою продукцию: не отвечало условиям. Так, ингредиенты в составе продукта должны быть стопроцентно местными. В то же время, по словам Ильтякова, чтобы изготовить вкусную колбасу, нужно использовать особые специи, а их не только в регионе, но даже в России не везде сыщешь, приходится заказывать за границей. Бизнесмен также считает, что знак малоэффективен потому, что у его обладателей нет никаких преференций.

- Конкурсы на поставку продукции у нас выигрывают все кому не лень, только не местные, - отмечает он. - Спрашивается, зачем тогда знак?

Некоторые переработчики рассчитывали, что, получив "Зауральское качество", они беспрепятственно войдут со своим товаром в торговые сети. Но там их патриотические чувства не разделили.

Переработчики рассчитывали, получив "Зауральское качество", беспрепятственно войти со своим товаром в торговые сети. Но там их патриотические чувства не разделили

- Это добровольная сертификация продукта, а не входной билет, - подчеркивает директор областного департамента АПК Сергей Пугин. - За десять лет он не утратил актуальности, и мы не собираемся от него отказываться. Тем более что потенциал продвижения нашей продукции достаточно большой, потому что она качественная, экологически чистая - это то, что нужно людям. Но в любом процессе должна быть эволюция. Поэтому мы решили провести ребрендинг знака, освежить и осовременить его.

Идея пришлась по душе и предпринимателям. В новом изображении многие предлагают учесть привязку к региону. Как оказалось, "Зауральское качество" документально не закреплено за Курганской областью, поэтому не всегда понятно, о каком регионе идет речь: есть еще башкирское Зауралье, а Тюменская область - северное Зауралье.

Правда, самим производителям ребрендинг влетит в копеечку. По словам руководителя   молокоперерабатывающего предприятия Виктора Сбродова, когда знак был получен, молочники увеличили выпуск продукции на треть, но при этом на изменение дизайна упаковки своих продуктов потратили 300 тысяч рублей.

Вместе с тем, по мнению переработчика, ребрендинг без информационной поддержки будет неэффективен. Поэтому Виктор Сбродов предложил властям предусмотреть в бюджете средства на раскрутку нового фирменного знака. Тем более что речь сейчас идет уже о том, чтобы расширить перечень товаров, на которые можно нанести фирменную эмблему. Ведь кроме качественных продуктов питания Курганская область еще выпускает известные во всем мире БМП, мосты, автобусы и ряд других изделий, которые не производят ни в каком другом регионе.