Екатеринбургский ТЮЗ посмотрел на Золушку "молодыми глазами"

Режиссер Дмитрий Касимов посмотрел на знаменитую сказку по сценарию Евгения Шварца 1946 года, по его словам, "молодыми глазами":

- Речь идет о тайне. Я хотел показать рождение чуда, чтобы каждый открыл для себя, что это такое.

"Молодые глаза", очевидно, мальчишеские: как известно, мальчикам нравятся в "Золушке" чудеса, а девочкам - волшебные обновки и свадьба с принцем. Так вот, благодаря сценографу Алексею Вотякову чудес в спектакле много. И не только ожидаемых вроде превращения тыквы или метлы-автомата. Художник виртуозно работает с пространством, как волшебную палочку используя новую сценическую технику ТЮЗа. Головокружительная смена декораций ошеломляет, ведь кажется, что такие потрясающие спецэффекты возможны только в кино.

С помощью кулис художник вырастил на сцене волшебный реликтовый лес, через который продираются сказочные герои. Среди пущи размышляет о превратностях судьбы Лесничий (Алексей Журавлев) в костюме летчика, похожий на автора "Маленького принца" - только с бородой. Впрочем, способностью летать обладают многие персонажи: Пажа (Сергей Молочков), который "я не волшебник, я только учусь", снабдили винтовым двигателем, Фею (Василиса Борок) и ее свиту - крыльями бабочек или стрекоз. Мачехе (Олеся Зиновьева) и ее дочерям тоже "летать охота": чтобы щеголяли на балу, строгий сценограф выдал им "стальные руки-крылья".

Но "чудеса только начинаются", как говорится в сказке. Легким движением штанкетов лес превращается в отчий дом Золушки, а затем - в бальный зал. Деревья становятся ренессансными колоннами, сбоку выезжает мраморная лестница, сверху опускается балюстрада с купидонами. Кульминация спектакля - погоня Принца (Павел Поздеев) за Золушкой (Дарья Большакова) - это триумф нового поворотного круга: герои, кажется, вопреки законам всемирного тяготения буквально парят над сценой.

В отличие от мальчишеской, девичья составляющая спектакля традиционна: белое платье принцессы, блестящие туфельки (на вопрос, какого они размера, художник Алексей Вотяков не ответил, но признался, что сталкивался уже с ногами современных Золушек), принц в короне и белом сюртуке в пол.

Эта сказка не о вознаграждении слащавой покорности, а о мужественном терпении и проявленной в нужный момент смелости

Так что же все-таки свежий взгляд углядел в старой-старой сказке?

- Это спектакль о трудолюбивой девушке, к которой в награду за ее трудолюбие пришла Фея и подарила все, о чем мечтала Золушка, - объясняет 12-летняя Наташа, одна из первых зрителей спектакля.

У писателя Вадима Васина другое мнение:

- Сценарий успеха Золушки устарел, прежде всего психологически. В свете современного западного взгляда такие женщины чрезмерно пассивны. Но у нас, увы, девушки склонны выбирать либо путь Золушки (когда принц - иностранец, собственный начальник или бизнесмен), либо тянуть унылую лямку "падчерицы" со скучной, низкооплачиваемой работой.

- Да нет там этого сценария, на мой взгляд, - парирует психолог и писатель Анна Кирьянова. - В спектакле показаны непреодолимые обстоятельства, которые мало зависят от Золушки. Судьба создает героине условия жизни - полную материальную и социальную зависимость, а способов борьбы у нее нет (разве что отравить мачеху крысиным ядом). Иногда приходится мириться с таким положением - временно - и искать путь спасения, обращаясь к другим людям. Эта сказка не о вознаграждении слащавой покорности, а о мужественном терпении и проявленной в нужный момент смелости. Отправиться на бал, несмотря на запреты и угрозы, в тыкве, запряженной крысой, - это, согласитесь, очень смелый поступок. Поэтому сказка и трогает сотни лет сердца.

Так что "Золушка" - прекрасный повод подумать в том числе и о том, что обувь лучше покупать по ноге.

Кстати

Наверное, первым рассказчиком истории, отдаленно похожей на "Золушку", был древнегреческий историк Страбон. В своей "Географии" он пересказывает байки египтян о сандалии, которую орел уронил на колени фараона, управлявшего правосудием на открытом воздухе. Тот, взволнованный происшествием, повелел отыскать владелицу сандалии. Она оказалась куртизанкой, но стала женой фараона.