Рост размера потребительского кредита в январе-феврале по сравнению с концом прошлого года составил почти 10 процентов. В деньгах - почти на 12 тысяч рублей. До этого, начиная с мая, показатель непрерывно снижался, отмечает в своем исследовании Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
С начала 2017 года самая высокая динамика среднего размера кредита на покупку потребительских товаров среди 40 регионов-лидеров была зафиксирована в Пензенской, Белгородской, Самарской, Иркутской и Омской областях.
Возобновление роста средней суммы кредита на покупку потребительских товаров наряду с увеличением количества выданных кредитов (1,97 миллиона единиц за первые два месяца года, или плюс 21,9 процента к концу прошлого года) может свидетельствовать о восстановлении докризисной активности банков, считают авторы исследования.
При этом, как отмечает гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин, наращивание выдачи потребительских кредитов и увеличение их размеров становится для банков все сложнее. Из-за нестабильной ситуации с реальными доходами населения действительно надежных заемщиков в нашей стране становится все меньше.
Впрочем, кредитные организации, похоже, готовы смягчать требования к потенциальным получателям кредитов. Об этом говорит тот факт, что в начале 2017 года специалисты Национального бюро кредитных историй зафиксировали снижение скорингового балла по одобренным банками заявкам по кредитам гражданам (чем выше скоринговый балл, тем лучше кредитная история заемщика и меньше вероятность дефолта по кредиту).
Если в 2016 году этот балл был довольно высоким - 702 пункта, то есть деньги банки выдавали только действительно "качественным" заемщикам, то в январе-феврале нынешнего года он уже был на уровне 695 баллов. Это свидетельствует о более либеральном подходе кредиторов к клиентам.
Между тем, россияне продолжают сокращать свои траты. Исследовательский холдинг "Ромир" третий месяц подряд фиксирует снижение величины среднего чека - суммы, которую среднестатистический житель страны тратит за один поход в магазин. В феврале относительно января чек, по данным "Ромир", "похудел" на два рубля. В марте "сбросил" еще три рубля, оказавшись на уровне 528 рублей. Таким образом, он пока не дотягивает до показателя двухгодичной давности, когда средняя сумма, потраченная за один визит в магазин, была на уровне 589 рублей.