Поделиться

Сахалинец поделился с "РГ" секретами удачной рыбалки

Про повадки и поведение обитателей моря капитан рыболовного сейнера Геннадий Богоудинов знает побольше иного ихтиолога. Остальные слагаемые рыбацкой удачи, по его словам, - дисциплина, интуиция и… умение слушать радиоволны.

"Дурной рыбы нет…"

Минтай, например, рыба "ночная". В это время у него пик активности, и косяки начинают подниматься с глубин. Селедка тоже любит полежать на грунте. А вот сайра охотно идет на мощный свет рыбацких прожекторов.

- У лососевых все по-другому. Та рыба, которая появилась на свет в природе, обязательно вернется в родную речку. А от особей, выращенных искусственно, такой точности ожидать не стоит. У них уже сбит природный компас. Причину этого пока так никто и не разгадал, - говорит Геннадий Богоудинов.

И после паузы добавляет:

- Дурной рыбы нет.

После семилетки он пошел поступать в мореходное училище. Конкурс туда был немыслимый. В первую очередь брали тех, у кого за плечами средняя школа и служба в армии. Поэтому у Гены Богоудинова дорога в море получилась непрямой.

Сначала пришлось познать всю тяжесть труда разнорабочего морского порта. После службы в армии он окончил мореходное училище и пришел помощником капитана в сахалинский рыболовецкий колхоз "Дружба".

- Я мечтатель был еще тот. Мне грезились огромные океанские лайнеры, - улыбается Геннадий Степанович.

В двадцать восемь лет он возглавил команду незаменимого трудяги морских просторов - малого рыболовного сейнера. Мысли о белоснежном кителе капитана дальнего плавания так и остались мечтами несбыточными.

Носом на волну

Свое судно - малый рыболовный сейнер - он называет "мэрээска". Очень нежно, по-родственному. Если корабль чувствуешь и любишь, то и "железяка" тебе ответит тем же. Обязательно.

На сухопутный вопрос: "А если шторм?" отвечает:

- Носом на волну и малый ход. Главное - не теряться. Ну если уж совсем большая волна, тогда убегай в бухту.

Морская страда практически не знает выходных и перерыва. Только закончили промысел минтая, как наступает время добычи морского огурца - кукумарии. Потом тралят камбалу и уходят на лососевую путину.

Уловы капитан Богоудинов брал рекордные. В советское время выполнение пятилетнего плана за три года для его коллектива было делом обыденным.

- Главное - строжайшая дисциплина, - говорит Геннадий Степанович.

Вольности, позволительные на суше, море категорически не терпит. Бывало, подходила плавбаза на перегрузку, чтобы забрать многотонный улов, и заодно доставляла посылки с берега, которые жены и матери собирали рыбакам.

- В некоторых была одна водка. Полчаса не прошло, а человек уже на ногах не стоит. У меня в таких случаях подход простой - один короткий, но крепкий разговор. Если моряк не понимает, то - до свидания, море, здравствуй, берег, - говорит Богоудинов.

Ветеран сокрушается, что бросить ненужный невод в море для многих стало делом обыденным

Еще одна составляющая удачной рыбалки - умение слушать переговоры капитанов других рыболовных судов.

- Обязательно кто-то проболтается, что стоит на рыбном месте. У меня в каюте всегда работает радиостанция, даже когда я сплю, - улыбается он.

А как услышишь чужую похвальбу, меняй курс и становись рядом. Море будет щедро и к тебе…

В 1972 и в 1978 годах Геннадия Богоудинова дважды наградили орденом Трудового Красного Знамени. Но Родина вручала ему высокие государственные награды не в Кремле.

- В конторе нашего колхоза все происходило. Некогда было, на берегу-то почти не бывал.

Супруга капитана Валентина Александровна много лет работала диктором на городском радио. Несколько поколений просыпались под ее узнаваемый голос: "Доброе утро, говорит Поронайск!".

Геннадий Степанович признается, что жена часто говорила ему: "Гена, ну в последний рейс сходи и давай ищи работу на берегу". Потом видела, как супруг начинал тосковать, и снова провожала его на пирсе.

- Понимаешь, я море люблю с детства и без него не представляю своей жизни, - говорит семидесятивосьмилетний капитан.

Рыбалка - труд, рыбалка - отдых

Был у него короткий период сухопутной жизни. Овдовев, Богоудинов решил перебраться к дочке, на "большую землю", в далекий Санкт-Петербург. Устроился там капитаном в клуб юных моряков, на учебном катере ходил по суровой Балтике. Но все это было "не то".

Говорит, что пробовал даже таксовать в культурной столице. Потом заметил, что стал чаще болеть. Махнул рукой и вернулся на родной Сахалин. Председатель колхоза тут же взял его на работу. Капитаном, конечно.

В свободное от профессиональной рыбалки время Богоудинов бежит с удочкой на ближайшую речку отдыхать от работы. И опять ловит.

- Рыбалка лечит. Я без нее уже и жить не могу, - улыбается он.

Говорит, что одинаково хорошо чувствует удочку и сейнер, поэтому без улова не возвращается. Морской ветеран сокрушается, что в последние годы все меньше и меньше остается рыбацкой культуры. Бросить ненужный невод в море для многих стало делом обыденным.

Себя он называет "человеком счастливым и настойчивым". Полвека на капитанском мостике - вот настоящее счастье. А оно в таком масштабе дается только самым упорным.

Прямая речь

Александр Урюпин, председатель собрания Поронайского городского округа:

- Про таких, как Геннадий Степанович Богоудинов, принято говорить: "Настоящий человек". У него безграничный авторитет, он профессионал высочайшего класса. В жизни очень скромный. Они с супругой воспитали хороших детей.