Антон Зюзин, руководитель направления B2G (Business to government) системы управления рабочим временем Timebook, считает соцсети действенным инструментом формирования потребительского спроса.
- Соцсети выступают "посредником" при обмене ценностями, а интернет-магазины удовлетворяют тот спрос, который появляется у пользователей, - говорит он. - Чем это отличается от обычной рекламы? В социальных сетях от человека к человеку передается некий импульс, транслируются эмоции и мысли.
На людей восприимчивых смайлики и лайки, конечно, воздействуют. И тем сильнее, чем "круче" в их глазах "друг" по соцсети. В связи с этим Александр Сысоев, директор нижегородского филиала "Российской газеты", заметил, что сегодняшние социальные сети существенно отличаются от тех, что были несколько лет назад.
- Сейчас коммерсанты все чаще обращают внимание на этот вид коммуникаций, - считает он. - Соцсети в свою очередь тоже настраиваются на коммерцию и не исключено, что они составят серьезную конкуренцию традиционным СМИ.
О все более расширяющейся сфере применения онлайн-общения рассказала собравшимся и Анна Малиновская, член Общественной палаты Нижегородской области.
- Для сегодняшних студентов соцсети стали основным инструментом общения, - говорит она. - Передать фото, документы - пожалуйста! Молодежи удобнее написать в Instagram, например, нежели позвонить. Удобнее совершать покупки. Традиционные СМИ - слово, а соцсети - прежде всего картинка, эмоции.
Владимир Белов, начальник отдела контроля (надзора) в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу, отметил, что сейчас в сферу услуг соцсетей входит продажа не только товаров, но и идей, голосов перед выборами. Виртуальное общение прочно вошло в повседневную жизнь и вполне реально влияет на психоэмоциональное состояние человека.
- К нам нередко поступают обращения от пользователей социальных сетей, которых забанили модераторы форумов, - рассказывает Владимир Белов. - При этом обратившегося волнует не столько факт, что его забанили, сколько эмоциональные переживания по поводу лишения легкости донесения до общества своей позиции. Случаи различные, но посыл всегда один: помеха в погоне за популярностью.
В связи с тем, что соцсети стремительно эволюционировали от просто средства общения до маркетингового инструмента, участники круглого стола попытались спрогнозировать: а что же будет дальше?
- Социальные сети с точки зрения глобального развития - всего лишь ступенька к созданию искусственного интеллекта, - считает Антон Зюзин. - По некоторым оценкам, он сейчас сравним с интеллектом семилетнего ребенка. И чем дальше, тем больше цифровые технологии будут входить в жизнь. Детей от гаджетов уже не отлучить, не отучить. Но важно научить их грамотно и конструктивно пользоваться ими: ведь технологии - всего лишь инструмент.
Дополняя Зюзина, Владимир Белов подчеркнул роль семьи и педагогов в воспитании школьников.
- В социальных сетях есть не только группы смерти, но и другие опасные для детей сообщества, - отметил он. - Есть реестр запрещенной информации, мы работаем на предупреждение. Но взрослым важно помнить об угрозе и быть готовыми вытащить подростков из этой виртуальной реальности.