В Самаре прокуратура выписала штраф за оскорбление в чате Viber

Соцсети, мессенджеры, тематические форумы сейчас весьма популярны: сетевые аккаунты есть практически у каждого - от детей до людей старшего поколения. Выражаясь языком специалистов, современные люди, встраиваясь в различные соцсети, проходят необходимый этап киберсоциализации. Но к сожалению, в Сети пользователи не всегда могут общаться в дозволенных обществом рамках: в чатах то и дело сыплются оскорбления в адрес оппонентов и брань. Не многие знают, что "нецензурщина" и публичные "обзывательства" подпадают под административное наказание. В том числе потому, что до активного регулирования этой сферы у государства пока не доходят руки.

Выбирай выражения

В Тольятти Самарской области родители школьников переругались в группе мессенджера Viber. Итогом публичной ссоры стала поступившая в прокуратуру жалоба от одного из членов родительского комитета класса на оскорбление в интернет-чате. По версии прокуратуры, родительница одной из школьниц написала пострадавшей в ходе переписки так: "Я с тобой на собрании встречусь. Ты мне многое пояснишь", сдобрив фразу нецензурными выражениями и обращениями.

Прокуратура Комсомольского района города провела проверку и возбудила по данному факту дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление). Женщине был назначен штраф в размере одной тысячи рублей.

Штраф чуть большего размера недавно был назначен еще одной самарчанке, разместившей в "Одноклассниках" фотографии мнимой соперницы с порочащими женщину подписями. Причем ссылку на фото она сама отправила "разлучнице" по Viber. Девушка терпеть оскорбления не стала - обратилась в прокуратуру и суд, чтобы в будущем обезопасить себя от возможных нападений ревнивой супруги в Сети. Она настаивала, что поводов для ревности не давала, чужого мужа уводить не собиралась. Поэтому столь резкие публичные высказывания в ее адрес были для молодой женщины неожиданностью.
В результате прокуратура Красноглинского района Самары завела дело об административном правонарушении по статье "Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении". А мировой районный суд назначил наказание в виде штрафа размером три тысячи рублей.

Решение по делу - прецедент, поскольку, как правило, доказать оскорбление в Интернете достаточно сложно и сформированной практики по таким делам по сути пока нет.

Надо сказать, что выбирать выражения следует не только в Сети, но и при общении по мобильному телефону. За оскорбления во время разговора (если он записан) или в sms также можно попасть под "административку". В начале текущего года в правоохранительные органы Пензы обратилась горожанка, заявившая о получении в ее адрес sms с нецензурной бранью. После обращения была проведена прокурорская проверка, в ходе которой выяснилось, что сообщения заявительнице отправляла ее 39-летняя соседка - бывшая супруга нынешнего мужа потерпевшей. Эта ситуация и была причиной конфликта между женщинами. По решению прокуратуры на обидчицу был наложен штраф в размере тысячи рублей.

За свинью ответишь

- Оскорбление в Интернете с точки зрения законодателя ничем не отличается от оскорбления в реальной жизни, - рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро "Яблоков, Лапицкий и партнеры" Вячеслав Яблоков. - До 2011 года была предусмотрена уголовная ответственность за оскорбление, сейчас - только административная. Кодекс об административных правонарушениях описывает оскорбление так: унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Наказывается это в случае доказанности штрафом от одной до трех тысяч рублей. Но существует сложность в доказывании, поскольку "неприличная форма" является оценочным понятием и должна трактоваться в каждом конкретном случае индивидуально. Когда речь идет о нецензурных выражениях в адрес другого лица, все достаточно очевидно, но бывают и другого типа оскорбления. Например, еще до 2011 года зафиксирован случай, когда эксперт установил, что адресованное в адрес потерпевшего мусульманского вероисповедания слово "свинья" явно носило оскорбительный характер и было высказано в целях унижения чести и достоинства. В дальнейшем это экспертное заключение было положено в основу обвинительного приговора.

По словам юриста, с доказыванием фактов оскорблений в Интернете есть чисто "технические" сложности. Часто люди в социальных сетях используют не свое настоящее имя, встречаются страницы-дублеры другого человека, бывает, что аккаунты "взламывают" или к одному аккаунту есть доступ у нескольких людей и прочее. Кроме того, можно сделать скриншот страницы и распечатать, но это не будет весомым доказательством, если пользователь удалит потом сообщения.

- При настойчивости пострадавшего от оскорблений и активной позиции правоохранительных органов все эти препятствия устранимы, - говорит Яблоков. - Содержание страницы с оскорбительными высказываниями можно удостоверить на определенную дату у нотариуса. IP-адрес, используемый для выхода в Интернет в момент написания оскорбительного текста, также можно установить и сопоставить его с конкретным адресом или местом нахождения телефона при его использовании в качестве средства коммуникации. Для организации процесса сбора доказательств заявление лучше адресовать в прокуратуру.
Специалисты считают, что наращивание практики подобных дел может изменить правила поведения пользователей глобальной паутины. Но пока, к сожалению, предпосылок для массовых исков нет. Сами граждане даже не знают, что можно обратиться с заявлением на человека, допускающего оскорбительное поведение. Но рано или поздно практика сформируется, ведь без регулирования поведения в Интернете в конечном счете не обойтись. 

Компетентно

Елена Барашкина, к.ф.н., доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского университета:

- Понимание оскорбления как оценки, выраженной в неприличной форме, опирается на относительно точный критерий - перечень "неприличных" слов и выражений. Это, безусловно, мат, грубая, обсценная лексика, кроме того - зоосемантичные метафоры, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие отрицательные свойства человека; слова и выражения, обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность, и некоторые другие. В словарях подобные единицы помечаются как "грубые", "презрительные", "бранные", "вульгарные", "сниженные" и подобным образом. Но приличность/неприличность оценочного высказывания, исключая нецензурные выражения, - это дискуссионный вопрос, который решается в контексте конкретной речевой ситуации, в рамках конкретного текста.