13.04.2017 14:55
Поделиться

В кемеровской колонии рецидивистов научили актерскому мастерству

Миновав бесконечные двери с решетками, мы оказываемся по ту сторону колючей проволоки. На кирпичной стене красуется лозунг: "Совершенству нет предела". Сегодня в театре "Камелек" кемеровской мужской исправительной колонии № 29 особого режима премьера. Зрителям покажут комедию "Ужин с дураком" Франсиса Вебера, автора сценариев популярных фильмов "Папаши", "Беглецы", "Невезучие" и многих других. У большинства актеров, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, по несколько "ходок" за плечами.

В зрительном зале аншлаг. Открывается занавес, и к бритому под ноль французскому аристократу, которого играет Сергей Николаев, приходит "лучший ревматолог Парижа". Пообещав избавить пациента от приступа радикулита, доктор (Сергей Дурненко) лихо заламывает ему ногу за спину. А держится весь сюжет на исполнителе роли местного дурачка - Олеге Бастилове, его персонаж в итоге оказывается и умнее, и благороднее своих насмешников.

События, разворачивающиеся на сцене, вызывают живую реакцию зрителей - таких же, как и актеры, заключенных. Хотя, говорят, на первых спектаклях, двенадцать лет назад, публика вела себя очень настороженно, предпочитая не выплескивать эмоций. И тогда, и сейчас женские роли в спектаклях исполняют преподаватели вечерней школы при колонии. Это на их энтузиазме в основном и держится "Камелек", поставивший за годы своего существования целый список произведений классиков, включая Гоголя, Чехова и Фонвизина.

- Название "Камелек" появилось неслучайно, ведь это такой маленький камин, очаг, у которого можно согреться, а сама идея создания театра принадлежала нашим ученикам, - вспоминает директор школы Галина Левчукова. - Точнее, заключенному Диме Камалину, который, учась в 12-м, выпускном классе, написал сценарий по повести Булгакова "Собачье сердце". И сам же выступил в качестве режиссера.

Дмитрий - один из "старожилов" 29-й колонии. Творческий путь начал в местном КВНе. Тогда, в начале 2000-х, директор кемеровского "Театра на Весенней" Татьяна Внукова пригласила его в труппу: "Освободишься - приходи". Освободился он только в 2013-м…

Увы, состав артистов и публики с тех пор сильно помолодел. Сегодня в колонии немало тех, кто, только попав за решетку, впервые сел за парту. Начинать порой приходится с арифметики, азбуки и книжек-малышек. К преподаванию любых дисциплин здесь стараются подходить творчески. Надо видеть, как взрослые мужики радуются, словно малые дети, участвуя в химических опытах с "взрывалками" или увлеченно занимаясь лепкой из слоеного теста. И, конечно, неотъемлемая составляющая учебно-воспитательной работы - театр. Многие в "прошлой жизни" ни в театрах-то никогда не бывали.

Репетируют самодеятельные артисты в свободное от работы и учебы время: для них особый режим не смягчается. Кто-то отсеивается, не сумев преодолеть страх пред выходом на сцену или отчаявшись запомнить большой объем текста. Но в основном актерский состав в течение сезона стабилен. Меняется он разве что из-за болезни или режимных мероприятий. Если, например, того или иного артиста отправили по этапу.

- Контингент у нас, конечно, тяжелый, с большими сроками, и мы заботимся, чтобы они всегда были заняты делом. Потому кастингов не устраиваем, принимаем всех, кто хочет, ведь отказ может быть воспринят как оскорбление, нанести психологическую травму, - говорит режиссер самодеятельного коллектива Ольга Сабынич. - Но и во время репетиций настроение у наших артистов постоянно меняется. Иногда играют хорошо, иногда - не очень, а порой и вовсе не хотят, и тогда репетиция откладывается.

Спектакль, как правило, готовят полгода. Секретами мастерства с заключенными делятся преподаватели и студенты Кемеровского госуниверситета культуры и искусства, а также актеры местных театров. Так, уже несколько лет с любительской студией сотрудничает ведущий актер областного театра драмы Юрий Темирбаев. Самое сложное, по его словам, заставить необычных артистов думать, анализировать происходящее. Получается далеко не у всех.

Вот, у Дмитрия Камалина, Вячеслава Нестеренко, Павла Самсонова, Вадима Краюшкина, Александра Великого и Константина Родионова получилось. Костя в свое время блистал в спектакле "Тореадор" по пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина. Впрочем, эта роль была для него уже седьмой по счету за годы пребывания за решеткой. А два года назад на премьеру спектакля "Два ангела, четыре человека" по пьесе Виктора Шендеровича в колонию пригласили Костину маму.

- Кстати, самый первый спектакль, еще до создания театра, наши ребята сыграли именно ко Дню матери - это "Разговор с ангелом" по пьесе Александра Вампилова, - продолжает Галина Левчукова. - На премьере все плакали - и актеры, и зрители. Вообще когда заходит речь о матерях, ребята не могут сдержать слез, им ведь ничто человеческое не чуждо. Кстати, кто по какой статье отбывает срок, мы не знаем, в классных журналах это не указано. Для нас каждый из учеников - обычный человек, хотя и лишенный свободы. И нам так хочется, чтобы они исправились, чтобы вышли отсюда и начали новую жизнь. Театр - это как раз возможность показать, что есть другая, свободная от алкоголя, наркотиков и преступлений жизнь.

…Константину Родионову сразу после премьеры торжественно вручили постановление об условно-досрочном освобождении. Парню предлагали поступить на отделение режиссуры КемГУКИ. Но сдавать ЕГЭ он не пошел. Однако и в колонию, куда раньше попадал регулярно, не вернулся.

- Когда они выходят отсюда, мы говорим: "Постарайтесь зацепиться на свободе", - продолжает Галина Левчукова, - но получается далеко не у всех. Каждый, кто возвращается, объясняет, что не смог найти себя на воле: "Здесь накормят, напоят, на кусок хлеба и пачку чая всегда заработать можно, а там, за воротами, у меня ничего нет". Тот же Камалин, освободившись, пробыл на свободе недолго. Вернулся, и уже на более жесткий режим содержания. Так что в театре он больше не играет. Это все очень грустно. Ребята стараются определиться на воле в силу своих возможностей. Но, считаю, система адаптации у нас не выстроена. Раньше спецкомендатуры в обязательном порядке обеспечивали бывших заключенных работой, следя за ее выполнением и оплатой труда. Теперь же освободившиеся регулярно отмечаются в инспекциях, но работа им не гарантирована. А если нет легального заработка, где взять деньги?

P. S.

В конце апреля "Ужин с дураком" покажут участникам областного семинара для педагогов, работающих в исправительных учреждениях Кемеровской области. А еще спектакль увидят в День открытых дверей родственники осужденных. Практикуются и поездки по области. Например, "Камелек" тепло принимали в воспитательной и женской колониях Мариинска. До сих пор вспоминают, как возили на гастроли "Сказ про Федота-стрельца..." Леонида Филатова, подолгу застревая с красочными, но весьма громоздкими декорациями на каждом КПП. Кстати, все декорации, костюмы и прочий реквизит выставлены в музее театрального искусства ИК-29.

Прямая речь

Юрий Темирбаев, заслуженный артист России:

- В прошлом году в "Камельке" мы ставили пьесу питерского драматурга Анастасии Ломтевой "Остров Кай". Главный герой теряет семью, а потом старается разобраться, почему так произошло. Я пытался заставить актеров, занятых в спектакле, анализировать прожитое. И в этом случае мне кажется, попытка переосмысления удалась. По крайней мере, когда спектакль показали по местному телевидению, было много звонков от телезрителей, которые не могли поверить, что играют не профессиональные актеры, а заключенные, да еще колонии особого режима.
К сожалению, сегодня театры в местах лишения свободы - большая редкость, а ведь раньше они были почти в каждой колонии. Занятия разговорным жанром, исполнение театральных миниатюр, постановка пьес - все это в исправительных учреждениях присутствовало. И я убежден, что это дело нужно возрождать и развивать. Ведь вместе со словами, произносимыми со сцены, выходит боль, которая у этих людей внутри. И участие в спектаклях напрочь перешибает всю блатную романтику вместе с желанием находиться в местах не столь отдаленных.
Многие из оказавшихся за решеткой не имеют ни нормального образования, ни культурного багажа. А отсутствие культуры зачастую и приводит к нарушению общечеловеческих табу. Театр же дает повод задуматься и посмотреть на жизнь по-другому, начать развиваться как личность.
Поэтому то, что делают педагоги 29-й колонии, несмотря на всевозможные сложности, достойно уважения. Они очень стараются, нужно их поддерживать, показывать спектакли "Камелька" широкому кругу зрителей.