Жительница Симферополя Нина Александровна отодвигает штору на окне в своей квартире на улице Маршала Жукова и показывает сидящих на ветках дерева трех сов. Семейство пернатых перебралось в город несколько лет назад: днем спят, ночью охотятся, соблюдая все каноны птичьего бытия.
- Удивить горожан совами или соколами уже сложно, - рассказывает профессор кафедры экологии и зоологии Крымского федерального университета Сергей Иванов. - Птицы давно нашли в городе свою экологическую нишу, например, совы обживают чердаки, а кормятся мышами, которых в городе хватает.
По мере старения деревьев в Симферополе стали селиться дятлы, для которых растения - и стол, и дом. Перекочевали в городскую среду сойки - традиционные лесные обитатели. А вот такую птицу, как фазан, в городе встретишь нечасто. Но нам повезло - в промзоне в Симферополе самец этой птицы пролетел прямо перед лобовым стеклом автомобиля. Что делает он вдали от естественной среды обитания, так и осталось загадкой.
- Фазаны летают невысоко и недалеко, но все же летают, - продолжает Сергей Иванов. - А поскольку обитают они в кустарниках, то вполне могут поселиться на заброшенных участках в дачных поселках или пригороде. Весной они активно перемещаются в поисках самок - в это время фазан и может оказаться в городской среде. Это просто счастливый случай встретить такую красивую птицу! Кстати, минувшей зимой в Салгире в пределах городской черты какое-то время ловил мелкую рыбешку краснокнижный черный аист - очень редкая лесная птица, обитающая в Крыму только в Крымском природном заповеднике. Как молодая самка оказалась в городе - большая загадка. Возможно, оставшись одна, она просто не решилась на долгий перелет на юг. Горожане пытались кормить ее рыбой и даже куриными окорочками. Остается надеяться, что она успешно перезимовала.
Чаще всего в городе обычные лесные птицы встречаются на зимовке или на перелете, иногда остаются и на гнездование. Кстати, в преддверии референдума о воссоединении Крыма с Россией в Симферополь нанесли неофициальный визит пернатые с северных регионов страны.
- В марте 2014 года в микрорайоне Героев Сталинграда появились галки - черные птицы со светлыми глазами и серым воротничком вокруг шеи, - вспоминает местная жительница Елена. - Раньше в Симферополе я таких не видела, а вот, например, в Калужской области, где живут мои родственники, их очень много. Мы даже шутили, что они на разведку прилетели. Заняли пустовавшие вороньи гнезда, вывели птенцов, поставили их на крыло, планируя с одной девятиэтажки на другую, а затем улетели. И с тех пор ни разу не возвращались - мы же ведь теперь Россия.
Способность осваивать новые территории свойственна не только птицам, но и всем животным, говорят эксперты. Оставить после себя как можно больше потомства и заселить новые территории - это всеобщее правило жизни природы. Причем, родившись в городской среде, животные, как правило, уже не возвращаются в лес, образуя здесь особые городские популяции. Селятся они ближе к человеку, прежде всего, в расчете на "дармовые" пищевые ресурсы: птицы столуются на свалках, крысы и мыши покушаются на запасы провианта в наших закромах - складах и кладовках, хомяки обживают огороды. Это экологические нахлебники, которые подбирают крошки.
С человеком по соседству жить сытнее, но и опаснее. В Симферополе, например, в последнее время стало меньше белок, в том числе и в Ботаническом саду КФУ. Хотя раньше пушистого рыжего зверька можно было встретить не только в городских скверах и парках, но и в жилых микрорайонах. Говорят, что белок губят их гастрономические пристрастия к семечкам и орешкам, которые производители в погоне за ростом урожайности, щедро обрабатывают различными добавками.
- Встречаются в городской среде и краснокнижные насекомые, например, жук жужелица крымская, - говорит Сергей Иванов. - Способный быстро передвигаться на большие расстояния, он появляется в городской черте в годы сильного размножения своей основной добычи - крупных улиток. Судьба этих жуков незавидна, от кошек они защищаются весьма неприятным запахом, а вот коллекционеры-браконьеры ловят их на продажу - на международных ярмарках спрос на этого крымского эндемичного жука всегда неизменно велик.
Летающих краснокнижных жуков-оленей в городе подстерегает другая опасность - фонари уличного освещения. Они бьются о раскаленные светильники, падают на асфальт и погибают - под колесами автомобилей или в зубах кошек. Свет городских фонарей манит и краснокнижных бабочек, которые слишком приметны в городской среде, а от того становятся легкой добычей тех же кошек.
Ловушкой является городская среда и для дневной бабочки-махаона, которая рождается в степи, а затем мигрирует по всему полуострову. Но если яйца этой бабочки отложены не в степи, а, например, на дачном участке, то они почти наверняка погибнут. Дело в том, что откладывают их бабочки на растения семейства зонтичных, в том числе на петрушку и укроп. Дачник видит гусеницу, пусть и очень красивую, и уничтожает ее. Даже если он этого не сделает, образовавшейся куколке нужно где-то перезимовать, а дачники стебли укропа и петрушки на зиму на грядках не оставляют - соответственно, куколки погибают. Так что залететь в городскую среду махаоны могут, а выживать в ней и давать потомство - нет.
Настоящие хищники в городах и поселках Крыма не селятся (природное чутье заставляет их держаться подальше от человека), но визиты наносят. В 2014 году в Крыму активно обсуждали нашествие волков. Специалисты Крымского природного заповедника даже обращались в Госкомлес РК с просьбой согласовать лимиты на отстрел волков на заповедной территории.
Летом прошлого года жители северных районов Крыма тоже просили организовать их отстрел. Берега Сиваша, поросшие камышом, хорошо скрывают зверей, а за пропитанием они наведываются в ближайшие деревни.
- Волки появились в крымских лесах и в степи, они есть на Тарханкуте, на Керченском полуострове, и вовсе не потому что их стали меньше отстреливать или в Крыму стало больше дичи, - объясняет профессор. - Каждой паре волков для обитания нужна площадь около 25 квадратных километров. Поэтому они подвержены расселению, причем не только на ближайшие районы, но и на десятки тысяч километров. Однако контактов с людьми волки стараются избегать, нападая лишь в крайнем случае.
Бывают, правда, и удивительные истории. Например, в 2015 году в Алуште местные жители в вечернее время сняли на видео молодую волчицу. Животное не было агрессивным и приблизилось к людям, вероятно, в надежде получить пищу.
Двумя годами ранее в Красноперекопске обнаружили в подъезде жилого дома животное, похожее на волка. Оказалось, шестимесячный волк живет у одного из местных жителей - стремление разнообразить свою среду толкает человека на то, что он заводит животных, порой, экзотических и хищных.
- Городская среда убога и примитивна, а в живой природе все мудро, целесообразно и красиво, а главное - разнообразно, - считает Сергей Иванов. - Нам необходимо это разнообразие, чтобы развиваться, понимать прекрасное. Даже самый безразличный человек хоть раз в жизни обратит внимание на парящую в небе птицу, красивую бабочку, жука - а это уже хорошо. Животные учат и воспитывают нас, ведь в природе есть все: коварство, воровство, обман, предательство, но и любовь, верность и преданность, так что нам есть чему у них поучиться.
Виктор Тарасенко, президент Крымской академии наук, председатель КРА "Экология и мир":
- Я не думаю, что перемещение диких животных и птиц в города как-то связано с экологией - им лучше жить в своей естественной среде. Но человек, расширяя территорию городов и поселков, наступает на природу, а братья наши меньшие вынуждены искать другое жизненное пространство: в подворотнях, подвалах, трубах, под крышами домов. Где много еды и тепла, туда тянет насекомых, паразитов, животных. Каждый из них имеет свою нишу, благодаря чему в городах формируется питательная цепочка. Животных затягивает возможность легко получить пищу - даже медведи приходят к полярным станциям в надежде получить еду. В Крыму, например, чайки уже забыли, что они гордые морские птицы, и кормятся в основном на полигонах ТБО. Таковы особенности адаптации живой природы к условиям современной жизни.