Основная роль в подготовке плана празднования юбилея Нижнего Новгорода принадлежит региональному министерству культуры. По словам замруководителя ведомства Аллы Забегаловой, этот документ, подготовленный региональным правительством, - детище, которое долго вынашивалось, в конце апреля он будет опубликован.
- План рассчитан на пять лет и утвержден областным оргкомитетом, - отметила Забегалова. - Он содержит более 140 мероприятий, а у каждого года в преддверии юбилея свое название. Например, 2017-й - это Год нижегородской архитектуры и старины, и в связи с этим в виртуальном мире появится новая экскурсия "Архитектура городского кольца".
В Нижнем Новгороде местные события прошлого будут представлены в контексте истории всей страны.
- Этой осенью на Нижегородской ярмарке откроется музей истории России, - продолжила Алла Забегалова. - Это будет целый мультимедийный парк. С помощью современных технологий посетителям представят более 200 информационных стендов, 250 видеопроекторов, 120 тачскрин-столов, свыше двух тысяч архивных справок и одиннадцать часов документальной хроники. Конечно, особое внимание будет уделено истории нижегородской земли. У нас музей займет пять тысяч квадратных метров. В Москве, в 57-м павильоне ВДНХ, уже открыта такая выставка, только намного масштабнее.
К юбилею Нижнего Новгорода мы хотим воплотить в жизнь акцию "800 добрых дел", - продолжила замминистра культуры региона. - Нижегородцы могут выйти с инициативой, предложив, например, посадить цветы во дворе. Если идей будет больше, это только приветствуется. Свои проекты можно предлагать в Интернете. Кстати, они не обязательно должны касаться благоустройства. К примеру, сегодня нам предложили интернет-проект "Интеллектуальный путеводитель". Через полмесяца мы рассчитываем уже выложить 3D-экскурсии в Сеть.
Безусловно, важные для города-юбиляра события будут анонсироваться и в Интернете.
- Примерно пять лет мы занимаемся изучением нашего города: как выглядит Нижний в Сети, - рассказал IT-консультант нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы (НИУ РАНХиГС) Антон Шалыминов. - У каждого крупного города есть информационное пространство. Медиа-среда Нижнего Новгорода выстроена достаточно хаотично. Не секрет, что в этом мы отстали на десять лет от зарубежных городов. Но у нас есть возможность догнать их и не повторять европейских ошибок.
Еще одно предложение - совместно c министерством культуры региона организовать конкурс среди школьников и студентов на лучший видеоролик о Нижнем Новгороде.
- На IT-форуме мы окунулись в виртуальное пространство: надели специальные очки и смотрели на Нью-Йорк с высоты небоскреба. Так почему бы нам не создать игру, в которой местом действия станет Нижний Новгород! - отметила в свою очередь завкафедрой информационных технологий Нижегородского института развития образования (НИРО) Татьяна Канянина.
Руководитель военно-исторического журнала "Имя Победы" Александр Данилов поделился своей идеей, уже воплощенной в жизнь.
- Несколько лет назад состоялся конкурс "Имя Победы", - рассказал историк. - Проект решено было продолжить, и он ожил в соцсетях: Facebook, "ВКонтакте" и Twitter. Сейчас у нас более 25 тысяч подписчиков.
Этим трудом Александр Данилов занимается на общественных началах. На основе проекта можно создать исторический интернет-календарь: 800-летие Нижнего Новгорода в датах.
- Календарь памятных дат может продолжить свою жизнь в рамках мультимедийной выставки "Россия - моя история", - заявила Алла Забегалова.
По постам активиста, можно изучать историю, не выходя из соцсетей. Правда, это не удастся сделать на школьных уроках.
- Роль социальных сетей в образовании снижается законодательно: в школах нет доступа к ним, - объяснила Татьяна Канянина. - А использование Интернета в мобильных телефонах учениками в школах не приветствуется. Я считаю, что вполне возможно включить проект "Имя Победы" в образовательный процесс в офлайн-режиме, начинать школьное утро с чтения заметок исторического календаря, а также проводить уроки истории в будущем музее истории России.
Социолог и культуролог Семен Подкар поделился своей идеей:
- Я давно вынашиваю мысль о создании конкурса о любви к родному городу "Брендомания": песни, стихи, проза о городе - сочетание патриотической и художественной составляющих.Urbi et orbi (к городу (Риму) и к миру. - Прим. "РГ".) - нужно дать возможность миру узнать о Нижнем Новгороде, в том числе и в интернет-пространстве.
- Министерство культуры Нижегородской области готово рассматривать творческие предложения, - заключила Забегалова. - Для этого достаточно подготовить концепцию и прислать нам на электронный адрес official@kult.kreml.nnov.ru.