Эйфман представит в Петербурге новую версию балета "Русский Гамлет"

В Северной столице 26 апреля состоится премьера новой версии балета Бориса Эйфмана "Русский Гамлет". Спектакль, не исполнявшийся труппой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета на протяжении нескольких лет, возвращается в репертуар в год празднования 40-летнего юбилея коллектива.

"Русского Гамлета" Борис Эйфман поставил на музыку Бетховена и  Малера в 1999 году. Премьера спектакля состоялась во время гастролей труппы в Варшаве, а затем в Большом театре России. Балет сошел со сцены в 2012 году.

В своем спектакле хореограф обратился к фигуре Павла I - одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. "Герой нашего спектакля - молодой царевич Павел. Это период его светлых честолюбивых желаний и первых трагических катастроф. Это поиск своего ответа на вечное гамлетовское "Быть или не быть", - говорит Борис Эйфман.

В юбилейном сезоне театра Эйфман, продолжая практику возрождения своих знаменитых спектаклей, сочиненных в 1990-е и уже ушедших из репертуара, вновь обращается к "Русскому Гамлету". Оставив сюжетную канву балета без значимых изменений, он в то же время переосмысливает хореографическую партитуру, делая ее еще более изобретательной, изысканной и эмоционально насыщенной.

"Спектакли имеют свойство устаревать, и это аксиома. Их пластический язык и сценический облик с течением времени неизбежно приобретают черты архаики. Именно поэтому, возвращая на сцену свои старые балеты, я не реставрирую их, а создаю новые хореографические версии, адекватные современным профессиональным и техническим возможностям моего театра. Ведь кто, как не автор, имеет первоочередное право на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в известные творения?" - считает Борис Эйфман.

Многолетний соавтор хореографа художник Вячеслав Окунев создал для возрожденного "Русского Гамлета" новые костюмы, а также усовершенствовал оригинальные декорации балета, искусно сочетающие строгость и имперскую пышность. Над световой партитурой постановки работали Александр Сиваев и Борис Эйфман.

В главных партиях в спектакле зрители увидят звезд труппы - лауреатов международных конкурсов, премий "Золотая Маска" и "Золотой Софит", премий Президента РФ и Правительства РФ: Олега Габышева, Марию Абашову, Любовь Андрееву, Сергея Волобуева, Олега Маркова и других.

Партию Наследника, цесаревича Павла, исполняет Олег Габышев. Премьера пройдет на сцене Александринского театра.

Прямая речь

Олег Габышев, заслуженный артист России:

- Для меня эта партия - волнующее событие. По сути, исполняется моя большая балетная мечта. С этой ролью я впервые познакомился, еще работая в Новосибирске, куда Театр балета Бориса Эйфмана приехал на гастроли со спектаклем "Русский Гамлет", что для меня стало удивительным открытием. Ведь заканчивая Новосибирское хореографическое училище, я ставил в приоритет классический мировой репертуар. Поразившись фантазии хореографа и исполнению артистов, я кардинально поменял свое  мнение о современном балете. Увиденное действительно впечатлило и эмоционально тронуло меня, зародило большое желание: хочу попробовать это станцевать!

И спустя  год мне посчастливилось уже участвовать в этом спектакле, в кордебалетных сценах. Это очень сильные, яркие номера, которые и сейчас присутствуют, в возобновленной версии. Но до роли Павла мне не хватало опыта, а  потом "Русский Гамлет" ушел из репертуара. И теперь у меня есть возможность осуществить свою давнюю мечту - спустя 14 лет.

Чувствуешь трепет и большую ответственность, когда соприкасаешься с историческими личностями, ведь требуется не столько внешнее сходство, главное - внутренние параллели. Но благодаря ауре Петербурга, благодаря архитектуре, которая была свидетелем тех трагических событий, к примеру, Михайловский замок, ставший местом смерти императора Павла Первого, с невероятным интересом и азартом погружаешься в роль, включая на максимум воображение. Надеюсь, что и зритель с помощью нашего балета сможет попутешествовать во времени и соприкоснуться с этой увлекательной, полной тайн и мистики историей.