16.04.2017 23:20
    Поделиться

    Андрей Максимов: Считать, что ребенок - это глина, в корне неверно

    "Мы ленивы и не любопытны. Мы ленивы и не любопытны". Пушкин А. С. Проверка связи. Читатель "РГ", как слышите меня? Прием!

    Слышите? Прекрасно! Дорогой читатель, знаете ли вы, кто такой Дональдс Вудс Винникотт? Нет? Не расстраивайтесь. Если ваш ребенок ходит в школу, задайте вопрос про Винникотта его учителям - вряд ли получите ответ утвердительный. Не исключено и раздражение: "Зачем он нам только нужен, этот Винникотт?"

    "Некоторые считают, что ребенок - это глина... Но это в корне неверно... Относясь же к ребенку, как к действующей системе, вы сможете действительно увидеть массу интересного, наблюдая за тем, что происходит в процессе его развития, пока вы удовлетворяете его потребности".

    Каково? Не правда ли, мысль, которая может очень даже пригодиться всем тем, кто серьезно относится к воспитанию детей.

    Еще желаете?

    Некоторые считают, что ребенок - это глина... Но это в корне неверно!

    "Ребенку претит родительский эгоизм. Разве вы не понимаете, что причиняете вред ребенку, насаждая свои правила в доме и не замечая стремления ребенка создать свой маленький мирок, где он мог бы поступать по своей воле и согласно собственным представлениям".

    Бог ты мой! На каждой лекции, на каждой консультации родители не устают спрашивать меня: "Как заставить чадо убирать свою комнату?" И я не устаю отвечать: "Зачем? Дайте ему возможность жить так, как ему нравится в своем мире". Оказывается, об этом же самом Винникотт говорил еще в середине прошлого века!

    Так кто же он такой, Дональдс Вудс Винникотт? Человек, говоривший о воспитании не только очень умно, но и очень современно?

    Если одним словом: гений. Или: первооткрыватель. В начале ХХ века, когда к детям относились как к недоделанным людям; когда младенца считали существом, которое потенциально может стать человеком; когда на семейные парадные портреты не очень любили брать детей - Винникотт, по сути, придумал педиатрию и детскую психологию. Он был первым.

    Можно смело говорить, что некоторые его выводы являлись открытиями. Например, этот: "Еще в утробе ваш младенец уже является человеческим существом, а к моменту рождения он обладает большим опытом, как позитивным, так и негативным". Одна из глав книги Винникотта называется "Младенец как личность". Вывод революционный даже по нынешним временам, когда многие родители и даже педагоги убеждены, что ребенок - никакая не личность, а вот именно глина, из которой надо слепить нечто по собственному образу и подобию.

    Сорок лет Винникотт работал педиатром в Лондонской больнице и за это время помог более чем 60 тысячам (!!!) детей. Он придумал свою терапевтическую систему, которая помогает ребенку в решении и психологических, и физических проблем, и назвал ее так, как мог назвать только человек, влюбленный в детство, "Игра в каракули". В свое время он был настолько знаменит, что дважды избирался президентом Британского психологического общества.

    Мы ленивы и не любопытны...

    Книга Винникотта "Ребенок, семья и внешний мир", которая во многом переворачивает представления и о воспитании, и о детях, вышла в Институте общегуманитарных исследований (за что издателю отдельное спасибо) тиражом - внимание!!! - сто (100) экземпляров. Я пишу эту колонку не только для того, чтобы познакомить любимых читателей "РГ" с таким удивительным человеком, но и в надежде, что, может быть, отыщется издатель, переиздаст? Винникотт, умерший более сорока лет назад, остается удивительным собеседником для всех, кто интересуется воспитанием.

    Книга Винникотта, которая переворачивает представление о воспитании детей, вышла тиражом всего 100 экземпляров

    Меня давно волнует вопрос: педагогика - наука или что? Вроде как существует масса докторов и кандидатов педагогических наук, а с другой стороны, открытия великих педагогов прошлого не только не используются в практике, но просто неизвестны большинству учителей. Имя Ушинского знают все, некоторые в курсе, что его называют отцом научной педагогики в России, а вот в чем суть его педагогических открытий, скажут немногие. С Песталоцци - хуже, о нем мало кто слышал. Винникотт не известен практически никому. Тираж сто экземпляров говорит о многом, согласитесь.

    Как и Песталоцци, Винникотт был практиком и свои выводы делал на основании общения с детьми. Каким-то непостижимым образом он умел общаться с только что родившимися человеками. Он считал, скажем, что наши ошибки в воспитании детей начинаются с самого начала, с рождения. Некоторые мамы всерьез полагают, что ребенок - это чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно. А ведь у младенца есть огромный опыт! - восклицал Винникотт. Принципиально по-разному воспитывают детей родители, которые хотят что-то узнать от своего ребенка, и те, кто убежден: они должны ему постоянно вдалбливать какие-то истины.

    Уже даже ленивый ругал нашу систему образования, перед которой в растерянности и родители, и дети. Книги Винникотта - и подспорье, и совет. Если, конечно, удастся их найти.

    "Важно понимать, что ребенок - это человеческое существо", - настаивает Винникотт. Что это значит? У ребенка есть свой мир, свои трагедии, свои радости, свои обретения и потери, своя жизнь, наконец. Очень часто нам они кажутся мелкими и не заслуживающими нашего благосклонного взрослого внимания. И это серьезная ошибка.

    Итак, гений, первооткрыватель, наш потенциальный советчик в воспитании и образовании наших детей Дональд Вудс Винникотт. Умер более сорока лет назад. Нам не мешало бы с ним познакомиться.

    Мы ленивы и не любопытны. Алло! Связь есть?

    Поделиться