На первый взгляд смысл эксперимента прост. Космонавты МКС делают по заказу спасателей фотоснимки и через каналы связи "Роскосмоса" пересылают их в антикризисный центр МЧС России. Задача программы, которая первоначально называлась "Ураган", - выработать методику, способную в будущем предугадывать природные и техногенные катастрофы. Но зачем российским спасателям обычные фотографии с орбиты, когда в распоряжении МЧС мощная спутниковая группировка как российских, так и иностранных аппаратов? Они пересылают в антикризисный центр МЧС свои снимки в разных диапазонах аж 6 раз в сутки. Неужели недостаточно?
Оказалось, не все так просто. Как пояснил Андрей Кудинов, группировка спутников дистанционного зондирования Земли пролетает над Россией лишь в определенные интервалы времени.
Спутники пролетают днем, с 13 до 14 часов, и ночью. МКС же летает быстро и много раз оборачивается за сутки вокруг Земли. Космонавты могут оперативно отреагировать на запрос МЧС. Особенно такая срочность важна в моменты ЧС. Кроме того, космонавты могут и сами фотографировать и пересылать на Землю то, что с их точки зрения необычно и привлекает внимание.
Хотя сейчас спутники и их запуск стали не столь дорогими, как раньше, но у них есть существенный недостаток. Микроспутники держатся на орбите не больше года. МКС же летает долго. Кроме того, спутники делают хоть и подробные, но "тяжелые" снимки. "Вес" одного снимка может достигать 9 гигабайт. Это не опечатка. Чтобы переслать и обработать такой файл, может понадобиться немало времени.
- Например, на днях мы у себя в антикризисном центре МЧС получили со спутника файл матричной карты площадью 10 на 10 километров для определения подтоплений в Вологодской области. Он "весил" 2,4 гигабайта, и на его загрузку ушло 1,5 дня, - рассказал Андрей Кудинов.
При этом у МЧС есть скоростные, суперсовременные, и что важно, отечественные загрузочные программы. Например, суперсовременной программе "Имидж медиацентр" понадобилось бы всего 7 секунд для приема снимка в 2,4 гига, но спасателям приходится пользоваться медленной программой "Панорама", которая имеет, однако, один большой плюс. Она идеально подходит для моделирования подтоплений.
Поэтому скоростные программы применяют, но для других целей. Например, у нас есть прекрасный русскоязычный продукт "Гисрегион" и глобальная мониторинговая платформа, которой пользуется Международная организация гражданской обороны (МОГО) в Женеве.
Так что спутниковые снимки хороши, но не без изъянов. Фотографии же с МКС лишены их недостатков. Каждое фото с МКС не превышает нескольких мегабайт. Учитывая хорошо налаженный канал связи с ЦУПом, можно говорить о супероперативности получения снимков.
Если со спутников хорошо определяются, скажем, термоточки в очагах пожаров, ведь спутники присылают снимки не только в оптическом диапазоне, то, по словам Кудинова, на снимках с МКС прекрасно определяются высоты выбросов пепла из вулканов. Хорошо видно распространение шлейфа горения природных пожаров. Именно поэтому в сентябре прошлого года и был заключен договор МЧС и "Роскосмоса" по фотографированию земли в рамках эксперимента "Сценарий".
- У нас в антикризисном центре МЧС работают специалисты, которые по снимку могут отличить масляное пятно от ряби на воде, - говорит Кудинов.
Но несмотря на это, эксперимент с МКС пока так и остается экспериментом. Сложности есть, в частности и в том, чтобы обучить космонавтов, что и как снимать. В космосе - это не как на Земле, пошел и снял. Там в условиях плотного рабочего графика и невесомости надо настроить фотоаппарат так, чтобы снимок вышел четким и полезным. Также возникали сложности по синхронизации времени с привязкой к местности.
Поэтому сейчас уже идет речь о том, чтобы установить на МКС камеру на внешней штанге.